"Год, обещающий чрезвычайную степень изменений и неопределенности" - журнал The Economist представил новую обложку-ребус, опубликовав обзор тем, за которыми стоит следить в 2025 году.
Кажется уместным, что ООН объявила 2025-й годом квантовой науки и технологий. Потому что подобно коту Шрёдингера, который (в мысленном эксперименте в контексте квантовой механики) был одновременно и живым, и мертвым в коробке, 2025 год "витает" в двух очень разных состояниях, определенных результатом выборов в Америке. Теперь, когда Штаты избрали нового президента, мир знает, какого 2025 года ожидать: того, в котором Дональд Трамп вернется в Белый дом.
Журнал предлагает десять тем, на которые следует обратить внимание в следующем году
Выбор Америки
Последствия убедительной победы Трампа на выборах в США повлияют на все – от иммиграции и обороны до экономики и торговли. Его политика "Америка превыше всего" заставит как друзей, так и врагов Штатов поставить под сомнение прочность американских альянсов. Это может привести к геополитическим перегруппировкам, усилению напряженности и даже распространению ядерного оружия.
Избиратели ожидают перемен
В целом руководящие партии плохо выступили в беспрецедентной волне выборов 2024 года. Одни потерпели поражение (как в Америке и Британии), в то время как другие были вынуждены формировать коалиции (как в Индии и Южной Африке).
Так что 2025-й будет годом ожиданий. Смогут ли новые лидеры выполнить то, что обещали? Изменят ли свои подходы лидеры, потерпевшие поражение? Если нет, то могут начаться беспорядки.
Широкий беспорядок
Трамп может подтолкнуть Украину к соглашению с Россией и шире развязать руки Израиля в Газе и Ливане. Изменение позиции Америки и скептицизм относительно роли США в иностранных делах будут поощрять "квартет хаоса" - Китай, Россию, Иран и КНДР к созданию проблем и провоцировать большее вмешательство со стороны региональных государств, как это наблюдается в переживающем кризисе Судане. И неясно, будет ли Америка противостоять Китаю в конфликте вокруг Тайваня или в Южно-Китайском море.
Тарифы Трампа
Соперничество Америки с Китаем будет проявляться посредством торговой войны, поскольку Трамп собирается вводить ограничения и повышать тарифы, в том числе и для американских союзников. По мере усиления протекционизма китайские фирмы расширят свою деятельность за границей как для того, чтобы обойти торговые барьеры, так и для того, чтобы выйти на новые рынки на Глобальном Юге. Вот вам и "отделение" от Пекина; китайские фирмы, строящие заводы от Мексики до Венгрии, имеют другие планы.
Бум чистых технологий
Правительство Китая поощряет бурный экспорт солнечных панелей, аккумуляторов и электромобилей для компенсации слабой внутренней экономики. Результат — бум чистых технологий во главе с Китаем, с внедрением солнечных панелей и сетевых накопителей энергии, объемы которых будут опережать прогнозы. И мир в скором времени узнает, достигли ли глобальные выбросы своего пика.
После инфляции
Центральные банкиры богатых стран мира отмечают победу над инфляцией. Теперь перед западными экономиками стоит новый вызов: уменьшение дефицита за счет повышения налогов, сокращения расходов или ускорения роста. Возможно, многим придется увеличить оборонные бюджеты. Надвигается болезненный экономический выбор. В Америке политика Трампа усугубит ситуацию: высокие тарифы на импорт могут препятствовать росту и снова разжечь инфляцию.
Извечные вопросы
Америка только что избрала своего старейшего в истории президента. Мировые лидеры "седеют" вместе с населением. Ожидается больше дискуссий о возрастных ограничениях для политических лидеров. Китай, между тем, ищет экономические возможности в "стареющем мире". В некоторых частях Ближнего Востока, напротив, бурный рост численности молодого населения в сочетании с нехваткой рабочих мест чреват нестабильностью.
Критическое время для ИИ
Это самая большая авантюра в истории бизнеса: более $1 трлн тратится на центры обработки данных для искусственного интеллекта (ИИ), хотя компании все еще не знают, как его использовать, а уровень внедрения низкий (впрочем, многие работники могут использовать ИИ тайно). Сдадут ли нервы у инвесторов, или же ИИ докажет свою ценность, когда системы станут более мощными и начнут распространяться лекарства, разработанные на основе искусственного интеллекта?
Проблемы с путешествиями
Глобальное перемещение людей, а не только товаров, столкнулось с трудностями, продолжающими расти. Вооруженные конфликты нарушают работу мировой авиации. Европа добавляет новые пограничные проверки, а ее "безграничная" шенгенская система "изнашивается" Реакция на "чрезмерный туризм" ослабится в 2025 году, но ограничения, введенные многими городами, от Амстердама до Венеции, останутся.
Жизнь, полная неожиданностей
Покушения на убийство, взрывы раций и гигантские ракеты, захваченные "палочками" - один из уроков 2024 года состоит в том, что нужно ожидать немыслимого, отмечает издание.
Прошлогодний прогноз The Economist: что сбылось
Глобальный выбор Америки: как и писало издание, избиратели в США вынесли свой вердикт бывшему президенту Дональду Трампу и последствия этого обещают стать глобальными, затрагивая все – от климатической политики до военной поддержки Украины.
The Economist прогнозировал, что результат мог свестись к выбору нескольких десятков тысяч избирателей в нескольких колеблющихся штатах — Трамп, однако, одержал убедительную победу и выиграл все "колеблющиеся штаты".
Также журнал писал о том, что ЕС придется активизироваться в помощи Украине, одновременно защищая себя от риска того, что Трамп, в случае возвращения в Белый дом, прекратит поддержку.
Кроме того, издание прогнозировало, что не все выборы в мире будут свободными и честными — с фальсификацией выборов в РФ судьба российского диктатора Владимира Путина действительно "зависит" больше от американских избирателей, чем от российских.
Война на Ближнем Востоке: нападение ХАМАС на Израиль и ответ Израиля перевернули регион, а для Америки это стало проверкой на то, сможет ли она адаптироваться к более сложному и более "угрожающему" миру.
Многополярное расстройство и вторая холодная война: замороженные конфликты переживают оттепель, а локальные холодные войны разгораются. Америка продолжает ограничивать доступ Китая к передовым технологиям, а риторика новой холодной войны ужесточается. Западным компаниям, пытающимся снизить зависимость своих цепей поставок от Китая, действительно оказалось гораздо легче сказать это, чем сделать. И вместе с тем оба лагеря пытаются завоевать Глобальный Юг — это особенно заметно в политике Китая.
Экономическая неопределенность остается.
Искусственный интеллект: бизнес внедряет ИИ, "регуляторы регулируют", а технические специалисты продолжают его совершенствовать. Продолжают появляться неожиданные способы использования и злоупотребления ИИ, беспокойство вызывает, в частности, потенциал искусственного интеллекта во вмешательстве в выборы.
Объединение мира: издание прогнозировало, что идеологические разногласия могли отойти во второй план во время Парижской олимпиады или других чемпионатов. Но так же не исключало, что надеющиеся на глобальное единство окажутся в тупике.
Такие обложки-ребусы журнал The Economist публикует ежегодно в рамках своих политических, экономических и научных прогнозов на следующий год.