Специалисты британской лаборатории Forensic Explosives Laboratory (FEL) выявили следы взрывчатого вещества в большей части из двух сотен переданных им для анализа образцов разбившегося в 2010 году под Смоленском авиалайнера Ту-154М экс-президента Польши Леха Качиньского, сообщает польское издание Gazeta Polska Codziennie.
Издание отмечает, что британские эксперты подтвердили выводы подкомиссии экс-министра национальной обороны Польши Антония Мацеревича по расследованию смоленской авиакатастрофы, сделанные в июне 2018 года.
"На подавляющем большинстве из 200 образцов, которые Национальная прокуратура передала в мае 2017 года лаборатории министерства обороны [Великобритании], обнаружены следы материалов, которые используются для производства взрывчатых материалов, в частности тротила", - говорится в сообщении.
Выводы еще не окончательные - кроме Великобритании, физико-химические экспертизы на предмет наличия следов взрывчатых материалов на борту самолета проводят лаборатории в Италии и Северной Ирландии.
Ту-154М президента Польши Леха Качиньского упал около российского Смоленска в апреле 2010 года, во время возвращения из Москвы. Все 96 человек на борту, в том числе президент, погибли.
Как сообщалось, в обнародованном в 2011 году отчете предыдущей польской правительственной комиссии по расследованию Смоленской катастрофы основной причиной трагедии названы ошибки пилотов президентского Ту-154М, впрочем, при этом не исключалась вина российской стороны.
В то же время действующая правительственная подкомиссия настаивает, что к катастрофе привели взрывы на борту самолета, которые произошли еще до столкновения с землей.
В 2015 году новые власти Польши вернулись к этой теме. А в начале марта 2016 года было возобновлено расследование по факту крушения самолета.
В январе 2017 года в Польше заявили, что располагают доказательствами взрыва на борту самолета Качиньского. Факт взрыва на борту подтвердили также американские исследователи. В РФ эту версию категорически отвергли.
Министр иностранных дел Яцек Чапетович сообщил российскому послу, что Польша настаивает на возвращении обломков президентского самолета, также планируется поставить под Смоленском памятник жертвам катастрофы.
В течение 8 лет с момента Смоленской катастрофы появился ряд гипотез о ее причинах и ходе событий. В феврале 2016 года, по решению тогдашнего министра обороны Польши Антони Мацеревича, в Польше возобновили расследования Смоленской катастрофы. В рамках Комиссии государственной авиации по расследованию авиакатастроф была создана подкомиссия, которая проводит новое расследование трагедии. Обломки польского самолета до сих пор остаются в России.