После четырех с половиной лет после референдума в Великобритании относительно членства в Европейском Союзе компании беспокоятся о влиянии Brexit. Окончательный выход Британии из ЕС не прошел беспрепятственно, однако худшие прогнозы, все-таки, не оправдались. Очереди из грузовиков на границе отсутствовали, а покупатели британских супермаркетов не страдали от дефицита товаров. Однако, британский бизнес сейчас столкнулся с другими проблемами, пишет журнал The Economist.
Третий национальный локдаун в Англии начался 6 января. Розничная торговля и большая часть сферы гостеприимства снова закрыты. Правительство приняло меры для смягчения экономического удара. Руководитель казначейства Риши Сунак объявил дополнительный пакет грантов на сумму 4,6 млрд фунтов стерлингов на сумму около 0,2% от докризисного ВВП для компаний, когда начался локдаун, и сообщил, что очередная поддержка от правительства может появиться уже в пределах следующего бюджета. Схема сохранения рабочих мест, согласно которой государство будет выплачивать до 80% заработной платы наемных работников, уже продлена до конца апреля, и Казначейство Великобритании не исключает дальнейшего продолжения такого механизма. Учитывая то, что многие компании теперь лучше приспособлены к дистанционной работе, большее количество розничных торговцев теперь предлагают онлайн-продажу товаров, а больше ресторанов ориентируются на доставку своих блюд, британский ВВП не должен сокращаться так быстро, как в апреле 2020 года.
Однако ближайшие экономические перспективы Великобритании мрачные. Школы были закрыты, как во время первого британского общенационального локдауна, поэтому многие родители не могут работать.
Несмотря на то, что кризис COVID-19 затмил влияние Brexit, выход Британии из ЕС, все же, повлечет определенные трудности. Неприятности с новыми соглашениями побудили многие иностранные предприятия полностью остановить поставки в Великобританию. Компания Dutch Bike Bits - интернет-магазин, продающий запчасти для велосипедов, описала новые британские договоренности как "смешные" и в декабре прекратила продажу своих товаров в Великобританию. В первую неделю новых договоренностей движение транспорта на границах Великобритании с ЕС проходил беспрепятственно. Однако, правительство предупредило перевозчиков, что возможны задержки, поскольку объемы увеличиваются, а применение новых правил становится суровым.
Чтобы избежать создания жесткой границы на острове Ирландия, Великобритания и ЕС договорились, что у страны должна быть новая внутренняя граница между Британией и Северной Ирландией. Грузовые компании обеспокоены, что импортеры до конца не поняли, как должна функционировать система. Сложность таможенных процедур заставила некоторые компании отказаться от торговли или ограничить ассортимент продукции.
Но настоящий удар по британской экономике после Brexit, скорее всего, будет ощутим со временем, и не станет резким взрывом. Заключив соглашение о торговле в последнюю минуту, Великобритания и ЕС избежали кратковременных срывов, но аналитиков больше беспокоят долговременные перспективы. Банк Англии уже прогнозировал, что британская экономика через несколько лет станет на три-четыре процентных пункта меньше, чем была бы, если бы страна оставалась в европейском едином рынке и таможенном союзе.
За три десятилетия после Второй мировой войны экономика Великобритании упала по сравнению с европейскими соседями. Это было не только потому, что Германия и Франция имели больше возможностей для восстановления после войны; в 1960-х страны начали двигаться вперед. Великобритания страдала от того, что в то время было известно как "британская болезнь": конфронтационные производственные отношения, плохое управление, слабая производительность и низкие инвестиции.
Маргарет Тэтчер часто приписывают изменение траектории движения страны. Многие экономисты утверждают, что вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество в 1973 году было важным шагом. Аналитики считают, что выход Британии на общий рынок создал условия для процветания, предлагая британским предпринимателям доступ к более крупному, глубокому и инновационному рынку.
Ведущий историк экономики Великобритании Николас Крафтс утверждает, что истинной причиной «британской болезни» стало отсутствие конкуренции в отечественной экономике, которая была защищена от международной конкуренции в послевоенные десятилетия.
Если эффект от выхода из ЕС противоположный присоединению к нему, то Британию ждет не резкое экономическое падение, а длительная болезненная рецессия, последствия которой могут быть ощутимыми со временем, резюмирует издание.