UA / RU
Поддержать ZN.ua

Bloomberg: В новой Холодной войне США могут оказаться на месте СССР

Снижение напряжения в отношениях Вашингтона и Пекина – это по большей части попытка выиграть время, но не стоит рассчитывать, что время обязательно на стороне Америки.

Что было бы, если бы новая Холодная война началась и на этот раз американцы оказались на месте Советского Союза?

«Такой вопрос я задал себе во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, главным событием которого стала долгожданная встреча лидера Китая Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена к югу от Сан-Франциско. Мой вопрос идет вразрез с общепринятым мнением, которое ставит под сомнение лозунг Си Цзиньпина о том, что США приходят в упадок, а Китай переживает подъем», - пишет в статье для Bloomberg профессор истории Гарвардского университета и старший научный сотрудник Оксфордского университета Нил Фергюсон.

Он замечает, что, учитывая удивительную силу экономики США и медленное восстановление китайской экономики после пандемии COVID, некоторые комментаторы предполагают, что все как раз наоборот. Именно Запад (или по крайней мере США) на подъеме, в то время как Китай падает.

Возможно, чтобы подкрепить этот нарратив, будущий кандидат в президенты и нынешний губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом организовал давно назревшую уборку Сан-Франциско, когда-то прекрасного города, который он и его коллеги-демократы превратили в антиутопию такими абсурдными политиками, как организация мест для наркоманов, употребляющих нелегальные наркотики, фактическая декриминализация краж в магазинах и разрешение на официальное развертывание трущоб. Люди, живущие на севере Калифорнии и платящие налоги, не считали необходимыми такие антиутопические подходы. Но с приездом в город лидера китайской компартии Ньюсом и его соратники знали, что нужно сделать.

Читайте также: NYT: Переговоры Байдена и Си Цзиньпина ничего не дали кроме обещания говорить дальше

Все понимают, что это встреча в духе Холодной войны, во время которой прошло еще и «автомобильное соревнование». Лидер Китая появился на модном электрическом лимузине производства Hongqi. Байден не остался равнодушным и сравнил его со своим бронированным Cadillac, который он называет «зверем». 50 лет назад Ричард Никсон вручил Леониду Брежневу ключи от темно-синего Lincoln Continental во время визита советского лидера в США.

Так же все понимают жест китайцев, когда они дарят панд местным зоопаркам. Панды уже давно играют немаловажную роль в китайско-американских отношениях, еще со времен, когда жена Чана Кайши подарила двух животных США в 1941 году. Мао Цзэдун отправил пару в Вашингтонский национальный зоопарк вскоре после визита Никсона в Пекин в 1972 году. Ничто так не говорит о любви Китая, как панды.

«Встречи лидеров сверхдержав в период Холодной войны хореографически продуманы и напоминают королевские праздники средневековой Европы. Это часто приводит к непреднамеренному комизму. Когда Брежнев приехал в США в 1973 году, все считали его чем-то вроде чудака. Он носил двое часов, одни по московскому времени, а другие по вашингтонскому. Но, как вспоминал в своих мемуарах Генри Киссинджер, советский лидер «постоянно забывал, опережает ли Москва Вашингтон или отстает от него». Несмотря на две пары часов, Брежнев неоднократно портил тщательно спланированные графики сотрудников Белого дома», – пишет британский историк.

Однако нестабильность брежневского графика была желаемым отвлекающим маневром для перегруженной администрации. В то время казалось, что США проигрывают Холодную войну. Ведь американский президент уже переживал проблемы из-за "Вотергейта", американская политика в Индокитае разваливалась, а разведка не смогла вовремя предсказать войну, которую Египет и Сирия начали против Израиля через 4 месяца. Можно было надеяться, как это делал Киссинджер, что советская система развалится первой.

«Главный, долгосрочный вопрос состоит в том, сможет ли Советский Союз удержать свой блок вместе, ожидая, пока Запад подвергнется длительному периоду разрядки... Безусловно, наши шансы так же хороши, как и у Брежнева», – писал он Никсону перед приездом лидера СССР.

Читайте также: WP: Новая Холодная война - не самый плохой результат войны России против Украины

Но в 1973 году это была несколько призрачная надежда. Разрядка в этом контексте заключалась в затягивании времени, поскольку США пытались оправиться от катастрофы во Вьетнаме. Тем не менее, время нельзя было получить просто так. Несмотря на комические элементы, июньский саммит 1973 года имел, по крайней мере, определенное содержание. Два лидера подписали Договор о предотвращении ядерной войны. Никсон вежливо выслушал, как Брежнев обвинял китайцев во вторжении. Когда стороны переехали в Сан-Клемент в Калифорнии, поздно вечером была предложена импровизированная советская идея относительно тайного мирного плана на Ближнем Востоке. Были также безрезультатные разговоры о сокращении войск в Европе.

«Несколько схожие разговоры состоялись в Калифорнии на прошлой неделе, но по стандартам 1970-х годов они касались маргинальных вопросов», – пишет историк.

Согласно официальному сообщению Белого дома, США и Китай добились прогресса в 5 сферах. Во-первых, они возобновят коммуникацию на высоком уровне между военными, которая была приостановлена после визита бывшего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси в Тайвань в августе 2022 года. Во-вторых, они создадут двустороннюю рабочую группу по борьбе с наркотиками для пресечения незаконного экспорта фентанила в США. В-третьих, они будут противостоять рискам, возникающим в связи с развитием искусственного интеллекта. В-четвертых, они увеличат количество коммерческих рейсов между Китаем и США и расширят межчеловеческие и деловые обмены. И, наконец, они будут теснее сотрудничать в борьбе с изменением климата.

«Все это звучит очень неплохо. Однако поражает то, насколько мелкая эта повестка дня по сравнению с той, которая была во время разрядки 1973 года. Сегодняшние лидеры сверхдержав могли бы эффективно обсуждать контроль над ядерными вооружениями или мир на Ближнем Востоке, как это делали их предшественники полвека назад. Это было бы гораздо лучше использование их времени. Но нет», - говорится в статье.

В китайской трактовке, в отличие от американской версии, Си Цзиньпин призвал США показать «конкретными действиями», что они не поддерживают независимость Тайваня, прекратить поставки оружия Тайбэю и принять «мирное воссоединение» Тайваня с Китаем как «неизбежное». Американская сторона не предоставила никаких комментариев по этому вопросу. Китайское заявление также осудило США за использование экспортного контроля, инвестиционных проверок и односторонних санкций против Китая. Опять же без комментариев с американской стороны.

Читайте также: В МИД Китая рассказали, повлияет ли встреча Си Цзиньпина и Джо Байдена на позицию КНР в отношении Украины

Короче говоря, действительно важным во встрече Си Цзиньпина и Байдена было то, что не обсуждалось, а не что обсуждалось. Таким образом, саммит оставил вторую Холодную войну практически там, где она и была.

«Если разрядка – это в основном игра на время, то на чьей стороне время в новой Холодной войне? На протяжении более десяти лет общепринятым ответом было утверждение, что «на стороне Китая». Но, похоже, мы изменили свое мнение», – замечает историк.

Рост доходов и потребления, возможно, снова стал тенденцией, но Китай отстает от США в долларовом эквиваленте. В 2021 году ВВП Китая составил 76% от ВВП США в текущем долларовом эквиваленте. В третьем квартале он упал до 64%, то есть примерно до уровня шестилетней давности. По данным МВФ, рост Китая в среднем составит всего 3,9% в течение следующих 5 лет.

Основными факторами, сдерживающими рост, остаются стабильно низкий уровень рождаемости и спад в секторе недвижимости, который привел к глубокому дефициту в финансах местных органов власти. В общем, китайская модель роста чрезмерно полагается на инвестиции в основной капитал, а с накоплением долгов доходность уменьшается, и иностранные инвесторы покидают страну. Китайский частный капитал находится в упадке.

Китайский юань остается резервной валютой. И, учитывая ослабленное состояние многих банков, финансовый кризис в КНР – это серьезный риск. Более того, Пекину не хватает фискального пространства для решения этих проблем. Результатом стала минимальная поддержка экономики и падение курса юаня.

Почему все так вышло? Этот вопрос дискуссионный, хотя западные экономисты сходятся во мнении, что в последние годы было сделано недостаточно для увеличения потребления как доли ВВП. Критическим моментом остается то, что американская политика отделения и «превращения взаимозависимости в оружие» лишь усиливает внешнее давление.

С другой стороны, Китай, без сомнения, сейчас остается глобальным заводом и «арсеналом автократии».

«Китай уже построил достаточно заводов по производству солнечных панелей, чтобы обеспечить потребности всего мира. Он построил достаточно автомобильных заводов, чтобы изготовить каждый автомобиль, продаваемый в Китае, Европе и США. А к концу 2024 года Китай построит столько же нефтехимических заводов, сколько сейчас работает в Европе, а также в Японии и Южной Корее», – отметил Кит Брэдшер в New York Times в начале этого месяца.

Читайте также: Россия и Китай открывают новый антизападный фронт в Арктике — FT

Это ошеломляющие факты. И это еще не всё. Китай строит 46% мировых кораблей. К 2026 году он будет производить 42% полупроводников, необходимых для современных приборов. Большинство аккумуляторов для электромобилей производится в КНР.

Именно поэтому, по мнению Фергюсона, разговоры об экономическом отделении нереалистичны. С 2017 года доля американского импорта из Китая сократилась лишь на 5%. Apple все еще производит подавляющее большинство своих iPhone там. Именно поэтому разговоры о том, что Запад достиг «китайского пика», почти наверняка ошибочны. Как отмечает Мартин Вольф из Financial Times, в 2022 году ВВП Китая на душу населения составил 28% от этого же показателя в США и примерно половину от польского. Те, кто сейчас говорят, что Китай попал в ловушку среднего дохода, подразумевают, что к 2040-м китайцы не смогут достичь того уровня, на котором сегодня находятся поляки.

Между тем, сами США при детальном рассмотрении все больше напоминают «позднесоветскую Америку», как сказал Гарольд Джеймс из Принстона в 2020 году. Есть мягкие бюджетные ограничения, поскольку федеральное правительство США выпускает 776 миллиардов долларов рыночного долга ежеквартально для финансирования дефицита на уровне около 7% ВВП. Это шокирующая цифра во времена почти полной занятости. По данным агентства Bloomberg, в конце прошлого месяца годовые процентные выплаты по федеральному долгу превысили 1 триллион долларов – цифра, удвоившаяся за последние 19 месяцев. В этом квартале впервые со времен Второй мировой войны процентные выплаты превысят расходы на оборону.

Как и поздний Советский Союз, США – это геронтократия. Действующему президенту США исполнился 81 год. Его главный соперник на президентских выборах Дональд Трамп в июне отпраздновал 77-й день рождения. Средний возраст сенаторов – 64 года. И, как и в последние годы существования Советского Союза, граждане разочарованы. Как отметил Грег Ип из Wall Street Journal, существует огромный разрыв между объективными показателями экономики США и общественным недовольством. Рынок труда сильный. Общая инфляция потребительских цен снизилась до 3,2%. В реальном выражении доход среднего домохозяйства после учета инфляции вырос на 37% с 2019 года. И все же только 37% избирателей одобряют управление экономикой во времена Джо Байдена.

Недавний опрос New York Times в колеблющихся штатах, видимо, заставил стратегов Демократической партии «подавиться тостом с авокадо».

Читайте также: Китай и РФ помогают КНДР расширять военный потенциал, позволяя уклоняться от санкций ООН — глава Пентагона

«Избиратели до 30 лет… заявили, что больше доверяют Трампу в вопросах экономики с чрезвычайным отрывом в 28 процентных пунктов… Меньше одного процента респондентов до 30 лет оценили текущую экономику как отличную, в том числе ноль респондентов в этой возрастной группе трех штатах: Аризоне, Неваде и Висконсине», – говорилось в результатах опроса.

Почти таким же впечатляющим был опрос, показавший, что 22% избирателей афро-американцев поддержали бы Трампа в реванше против Байдена.

Распад Советского Союза перевернул геополитику, создав в американском сознании иллюзию, что мир стал «однополярным», что, по мнению автора, чушь. Переизбрание Дональда Трампа на пост президента США фактически стало бы концом pax Americana, что сегодня в Европе и Азии начинают медленно осознавать.

«Трамп уже давно рассматривает союзников США как нахлебников. Союзники Америки должны уже сейчас планировать сценарий, по которому он прекратит помощь Украине и будет настаивать на мире, который повлечет за собой передачу украинской территории России», – предупреждает Фергюсон.

С другой стороны, никто не сделал больше, чем Трамп, чтобы изменить политику США по отношению к Китаю от приспособления к конфронтации. Поэтому Си Цзиньпин должен тщательно взвесить, как играть в следующие 12 месяцев, которые могут стать завершающей фазой президентства Байдена, поскольку он не может быть уверен, как непредсказуемый Трамп отреагирует на поступок, о котором серьезно сейчас думает китайский лидер.

«Этот шаг заключается не во вторжении на Тайвань, как ожидают некоторые американские планировщики, а просто в его блокаде. Это операция, которую Народно-освободительная армия и военно-морской флот регулярно репетируют. Только в сентябре Пекин отправил 336 самолетов к границам воздушного пространства Тайваня», – говорится в статье.

В Холодной войне есть два способа проиграть. Первый – внутренний коллапс. Другой – когда становишься похожим на своего врага. «Конвергенция» - это то, о чем люди беспокоились в 1970-х годах, когда казалось, что императивы шпионажа и гонки вооружений заставляют США развивать полицейское государство, подобное тому, которое построил Кремль.

Эквивалентный феномен сегодня состоит в том, что «и Китай, и Запад по-своему и в своем темпе, но по одинаковым причинам движутся к одинаковой и еще не до конца реализованной системе тоталитарного технико-административного управления».

Читайте также: Байден показал Си Цзиньпину фото из его первой поездки в США

Что делает встречу лидеров сверхдержав одновременно зловещей и комической, так это странное ощущение того, что две сверхдержавы не так уж полярно противоположны, как им кажется.

«Если Карибский кризис повторится вокруг Тайваня, стороной, введшей блокаду, будут не США, как в 1962 году, это будет Китай. В Тайванском полупроводниковом кризисе 2024 года мы будем Советским Союзом. Это, мягко говоря, странная роль», – пишет Фергюсон.