UA / RU
Поддержать ZN.ua

Bloomberg: Путин без колебаний устроит второй Чернобыль в Запорожье, кто его остановит?

Российские обстрелы ЗАЭС ставят под угрозу все человечество, поэтому в интересах США, Европы и Китая остановить Кремль.

В истории войн нет прецедентов тому, что прямо сейчас происходит в Запорожье. Никогда раньше атомная электростанция не была на передовой войны, а также важным объектом в стратегии воюющих сторон.

От того, как Россия, Украина и весь мир разберутся с этим моментом на краю пропасти, будет зависеть, как войны в наше время будут происходить. И можно ли их вообще ограничить, – пишет на страницах Bloomberg журналист и писатель Андреас Клутх. Он напоминает о том, что во время разговора с президентом Франции Эммануэлем Макроном российский лидер Владимир Путин якобы согласился пустить международную группу на Запорожскую АЭС ради обеспечения безопасности. И это подбодряет, если это правда. Потому что у Путина есть привычка врать о своих намерениях. Именно это он сделал перед вторжением в Украину полгода назад.

ЗАЭС – крупнейшая атомная электростанция в Европе. До атаки Путина она генерировала пятую часть электроэнергии в Украине. Россия захватила ее в марте и с тех пор контролирует. Ранее на станции работало 11 тысяч человек. Многие уже сбежали от войны. Но персонал, обслуживающий сейчас ЗАЭС, все еще украинский. Эти инженеры стали заложниками. Они поддерживают безопасность и работу электростанции, но под дулом автоматов. Тактически Россия использует ЗАЭС в качестве щита. Российские войска разместили своих солдат, оружие и боеприпасы рядом с реакторами и хранилищем ядерных отходов, рассчитывая, что украинская армия не отважится обстрелять их артиллерией. Ведь взрывы могут привести к утечке радиации или даже расплавлению активной части реактора. Обстреливая украинских военных с территории электростанции, Россия также пытается замедлить украинское контрнаступление, нацеленное вернуть контроль над югом страны.

Читайте также: Глава МИД Франции напомнила Лаврову об обещание РФ допустить международную миссию на ЗАЭС

Со стратегической точки зрения Москва хочет отсоединить ЗАЭС от украинской электросети и соединить со своей. Фактически, она надеется украсть большую часть украинского обеспечения энергией. Российские военные пытаются взорвать линии передачи на электростанции. И это очень опасно. Украина же преследует совершенно противоположные цели. Она хочет освободить своих граждан, ставших заложниками на ЗАЭС, а также сохранить поток электроэнергии в украинскую сеть. Киев хочет освободить электростанцию от российских оккупантов, чтобы можно было вернуть контроль над другими районами на юге.

Но, прежде всего, украинцы хотят не допустить ядерную катастрофу вроде той, которая произошла в Чернобыле в 1986 году. И здесь интересы Киева совпадают с интересами ООН, МАГАТЭ, а также стран Запада, Востока, Юга и Севера, всего человечества в целом. Сама природа угрозы делает ситуацию беспрецедентной. Радиоактивное облако с Запорожской АЭС в случае аварии полетит туда, куда его унесет ветер. Оно может появиться в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Беларуси, России или где-то еще. Такую катастрофу невозможно изолировать в пределах географии. Поэтому она может спровоцировать широкую панику, из-за которой другие страны будут вовлечены в войну.

Чтобы не допустить такой кошмарный сценарий, директор МАГАТЭ Мариано Гросси неоднократно просил остановить операции вокруг ЗАЭС, чтобы международная организация могла отправить туда своих специалистов, чтобы они позаботились о безопасности на электростанции. После разговора с Макроном в выходные лидеры США, Великобритании и Германии также призвали Путина разрешить провести такую инспекцию. Но проблема в том, что хоть ситуация и совершенно новая, человеческая природа в ней – наоборот. Автор пишет, что правда всегда становится первой жертвой войны. И потому никто не может подтвердить, которая из армий «на самом деле обстреливает» ЗАЭС.

Конечно же, Россия обвиняет во всем Украину. Но это маловероятно. Да, украинская сторона освободила бы АЭС с помощью сил специального назначения, если бы могла. Но так она уничтожила бы большой источник электроэнергии своей страны, поставив при этом под радиоактивную угрозу всю Украину. Так что такие украинские обстрелы были бы массовым самоубийством.

Читайте также: Украина проинформировала послов G7 о шагах, которые будут предприниматься в случае ухудшения ситуации на ЗАЭС

Киев, в свою очередь, утверждает, что именно российская армия намеренно провоцирует эскалацию и даже готовит операцию «под чужим флагом». Учитывая, что Путин - это агент КГБ, который на протяжении большей части своей карьеры манипулировал реальностью с помощью дезинформации и лжи, украинская версия событий кажется более правдоподобной. Это подводит к другой вечной проблеме, обостряющей нынешний кризис. Речь идет о внутреннем напряжении, описанном прусским ветераном войн Наполеона Карлом фон Клаузевицем: даже если генералы хотят сделать конфликт ограниченным, сама война, кажется, хочет стать абсолютной.

Украина, очевидно, не хочет уступать ЗАЭС. Потому что это было бы большое поражение в битве за существование страны. Однако Путин не может позволить себе отступить с электростанции, потому что так российская победа в Украине стала бы еще более нереальной. А поражение может привести к его свержению.

С самого начала бессмысленного нападения на Украину личные интересы Путина сильно расходятся с интересами россиян или любого другого народа, не говоря уже об украинцах. Его интересует только то, запомнят ли его и как. И не важно, скольких людей он потянет на тот свет за собой. Именно поэтому, если ситуация будет действительно горькой для него, Путин может решиться на эскалацию, применив химическое или даже ядерное оружие. В вопросе Запорожской АЭС Путин независимо от того, что он сказал Макрону, может пойти на риск, спровоцировав расплавление активной части реактора, чтобы заставить Украину подчиниться. Поэтому весь мир: от Парижа до Анкары и Пекина, – должен остановить его. Хотя успех этих усилий не гарантирован.