Спустя два месяца после начала российского вторжения в Украину министр обороны США Ллойд Остин созвал чрезвычайный конклав союзников и партнеров на военной базе в немецком городе Рамштайн. Там была создана военная коалиция, чья провозглашенная цель – защитить Украину от дальнейшей российской агрессии.
Среди участников были в основном страны-участницы НАТО. Но к ним также присоединился примерно десяток других лояльных к США государств, в частности, Израиль, который с начала войны надеялся сохранить нейтралитет. Но присутствие его представителей на встрече в Рамштайне говорит, что Израиль «полностью в деле», – пишет на страницах Bloomberg бывший помощник премьер-министра Израиля Менахема Бегина и основатель издания Jerusalem Report Magazine Зеев Шафес.
Вопрос только, в каком именно «деле»? Израиль принял приглашение на встречу, рассчитывая, что его попросят сыграть небольшую роль в вооружении Украины, что позволило бы Киеву выстоять и отразить атаку захватчиков. Но после конференции Остин сказал журналистам, что цель альянса в Рамштайне – это ослабить Россию, чтобы она больше не могла применять военную силу против соседей. Другими словами, лишить ее статуса суперсилы. Рамштанская группа будет встречаться раз в месяц, что означает, что в США готовятся к долгой войне.
Россия в ответ дала понять, что не согласится на полное поражение, на которое рассчитывают США и их партнеры. Владимир Путин даже намекнул, что при необходимости может использовать ядерное оружие, чтобы не допустить российское поражение. Правительство Израиля не говорило перед встречей в Германии о намерении присоединиться к альянсу в войне, которая может теоретически стать ядерной. Он и на российскую угрозу никак не реагировал. Однако поездка в Рамштайн была однозначным решением. И «соскочить» уже не получится.
Военные альянсы – это новинка для Израиля. В 1991 году во время войны в Персидском заливе страна желала присоединиться к коалиции во главе с США. Однако арабские союзники отказали ей. Израиль тоже не входит в НАТО. А это значит, что у него нет обязательств по коллективной обороне. Более того, у Израиля нет даже формального оборонного соглашения с США и он привык, что сражаться в войнах в своем регионе ему приходится самому. Вряд ли Израиль хотел «подписаться» на участие в долгосрочном конфликте против России в Украине или в более широкой войне в Европе.
Большинство стран, чьи представители были в Рамштайне, не наблюдают российских войск у своих границ. А у границ Израиля они есть. В Сирии. В последние годы Израиль и Россия координировали военные усилия, позволявшие израильским войскам вести скрытую войну против Ирана и его марионеток. Но если отношения испортятся, вряд ли Москва будет сдерживать в будущем Иран, не давая ему вооружать «Хезболлу» или отправить свои иранские войска поближе к израильским границам. Уже сейчас очевидно, что российско-израильские отношения разваливаются. В понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал, что у Адольфа Гитлера было «еврейское происхождение». И это вызвало негодование в Израиле.
Пока идет война в Украине, израильская сторона сделает все, что попросит Вашингтон. Но у нее есть красные линии, за которые переступать никто не будет. Это означает, что ни одно израильское правительство не отправит боевые подразделения на войну в Украину. Также Израиль не будет поставлять ВСУ тяжелое вооружение. Собственно, у стран НАТО достаточно оружия, чтобы помочь украинским военным, не говоря о том, что США наращивают собственное производство. Израиль также не будет делиться своими военными тайнами с членами коалиции.
Что тогда страна может предложить? Израиль входит в пятерку государств с самыми большими кибервозможностями в мире. Также у него есть передовые наступательные и оборонные военные возможности. Израильская разведка очень мощная и проверенная в битвах. У страны есть некоторые военные технологии, которые могут принести пользу. Кроме того, у Израиля много русскоязычных и украиноязычных солдат, способных тренировать украинских военных. Также Израиль уже продемонстрировал на западе Украины, что способен налаживать работу первоклассных полевых госпиталей.
Что попросит Израиль за это? Он захочет заключение долгосрочного и надежного соглашения о ядерной программе Ирана. Также он хочет, чтобы США внесли иранских «Стражей исламской революции» в список террористических организаций, равно как и «Хезболла», и «Исламский джихад в Палестине». Израиль также требует, чтобы США поставляли ему некоторые боеприпасы, которые позволят уничтожить ядерные цели в Иране.
Кроме того, Израиль намерен расширить Абрахамское соглашение за счет присоединения новых стран. Это означает, что Саудовской Аравии нужно убедить поддержать сдерживание Ирана. Также израильское правительство против открытия консульства США в восточном Иерусалиме. Наконец, лидеры Палестины в Секторе Газа и на Западном побережье Иордана поддерживают Россию. Но Израиль присоединился к альянсу во главе с США не для того, чтобы добиться всех вышеперечисленных целей. Его решение также не было продиктовано моральным неприятием российского способа вести войну или братской озабоченностью будущем Европы.
Главная цель Израиля – это сохранить хорошие отношения с США. Поэтому он рискует стратегической независимостью и тактическим преимуществом над Ираном. Такие серьезные изменения в политике следует выносить на широкие дебаты. Хотя они бы, конечно же, привели к единственному выводу: союз с США в этой войне - это лучший выбор для Израиля.