В последние недели в городах и поселках Уругвая на стенах и у окон появились рисунки белых ромашек, каждая с недостающим лепестком - в память о людях, пропавших без вести во время военной диктатуры 1973-1985 годов, пишет Reuters.
Тысячи людей в маленькой южноамериканской стране собираются выйти в субботу на улицы в рамках "Марша молчания" в память о тех, кто насильственно исчез под давлением государства - как в Уругвае, так и в соседней Аргентине, во время волны военного правления в регионе.
Организация "Матери и члены семей исчезнувших и задержанных уругвайцев" утверждает, что насильственно исчезли 197 граждан страны. До сих пор удалось найти только шесть тел исчезнувших в Уругвае.
Тысячи других людей были заключены в тюрьмы и подвергались пыткам, и все чаще звучат призывы к установлению ответственности за это.
"Это не просто марш, это становится целым месяцем памяти", - сказал Рикардо Персибалье, государственный прокурор, добивающийся привлечения к суду лиц, обвиняемых в преступлениях диктатуры в Уругвае. Пандемия, по его словам, вновь пробудила "нашу коллективную память и стремление к правде".
С 1996 года каждый год 20 мая проходят молчаливые демонстрации, участники которых несут фотографии пропавших без вести и требуют справедливости. В этом году, когда исполняется пять десятилетий с тех пор, как тогдашний президент Хуан Мария Бордаберри распустил парламент и приостановил действие конституции, ожидается, что на демонстрации соберется гораздо больше людей, чем обычно.
Гигантская инсталляция, украшенная изображениями исчезнувших людей, заняла популярный в Монтевидео указатель с названием места, откуда открывается вид на залив Поситос, и подобные инсталляции планируется установить в других городах.
Люди протестуют по-новому, потому что чувствуют себя частью чего-то большего и испытывают меньше страха, чем раньше", - сказал Рикардо Гомес из организации "Образы молчания", которая организовала инсталляцию в Монтевидео.
Тема диктатуры остается спорной в Уругвае, некоторые не хотят возвращаться к этому чувствительному периоду довольно недавней истории страны.
Некоторые правые группы, такие как партия Cabildo Abierto, говорят, что пришло время закрыть дела, связанные с диктатурой, и освободить осужденных офицеров.
По словам Персибалье, другие уругвайцы говорят, что не все совершившие преступления до сих пор предстали перед судом и вся правда ещё не раскрыта.
По данным прокуратуры, в стране менее 50 человек были осуждены за преступления, связанные с диктатурой. На рассмотрении находится около 100 дел.
Расследование преступлений времен диктатуры было разрешено только с 2011 года, когда закон об амнистии был признан недействительным.
Члены организации "Матери и члены семей исчезнувших и задержанных уругвайцев" критикуют государство за то, что оно не выделяет больше ресурсов на поиски исчезнувших и расследование нарушений прав человека.
Министерство обороны и президентская администрация отказались от комментариев, но министр обороны Хавьер Гарсия заявил, что администрация президента Луиса Лакалье Пу, который пришел к власти в марте 2020 года, за два года сделала больше для предоставления информации о людях, которые остаются пропавшими без вести, чем за предыдущее десятилетие.
Эмблема белой ромашки с отсутствующим лепестком, принятая в 1997 году, через год после проведения первого марша, поддерживает дискуссии о том периоде, в том числе среди молодого поколения.
"На днях моя дочь спросила меня, что означают эти цветы", - сказала Наталия, 41-летняя мать двоих детей, выросшая в Монтевидео, попросив не называть ее фамилию. - Это стало важной темой для разговоров".