Анатолий Мотылев долгое время сохранял образ идеального эрудированного банкира 3: будучи выходцем из советской элиты он хорошо прижился к новому Кремлю и лидерам РПЦ.
49-летний банкир долго оставался вне поля зрения общественности: никаких яхт и вилл, никаких партий, всегда аккуратно и скромно одетый, с усами в стиле бухгалтера 80-х годов. Однако он владеет банковским бизнесом на миллиарды долларов, спонсируя коммерческие банки РФ и несколько частных пенсионных фондов.
Теперь, когда его банковская империя подверглась коллапсу, проявился совсем другой характер Мотылева. Мужчина, который казался незаметным интровертом, теперь проводит самое масштабное "выкачивания денег" в России, "высасывая" деньги с помощью сомнительных депозитных процентных ставок и тратя их в собственных бизнес-интересах.
Об этом сегодня пишет Кортни Уивер на страницах Financial Times, добавляя, что история о взлетах и падениях Мотылева ставит под вопрос стабильность российского банковского сектора, который сильно пострадал из-за обвала цен на нефть и санкций, которые в свою очередь обвалили российский рубль.
В июле российский Центральный банк отобрал лицензии у четырех банков Мотылева, среди которых был и 45-й крупнейший банк в РФ "Российский кредит". В прошлом месяце семь частных пенсионных фондов бизнесмена тоже потеряли лицензии. На депозитных счетах все банки Мотылева имели более 1,1 миллиард долларов. А на счетах частных пенсионных фондов – еще миллиард долларов, которые принадлежат миллиону граждан РФ.
На прошлой неделе российский Центробанк заявил, что нашел "дыру" в 1,5 миллиарда долларов на балансе кредиторов Мотылева. Так что теперь правоохранительные органы России рассматривают возможность возбудить против него уголовное дело. Сам банкир не появлялся в офисе с июля. В российской прессе есть сообщения, что он бежал в Великобританию.
Крах бизнес-империи Мотылева выглядит как одно из крупнейших потрясите для российской банковской системы в условиях кризиса, который начался год назад. Теперь государство взяло на себя обязательства выплатить долги банков Мотильова, что создает нагрузку на всю финансовую систему. Однако в том, что произошло, обвиняют не только самого банкира, но и Центробанк, который годами позволял строить банковскую империю бизнесмена.
Критики говорят, что государственный регулятор должен был жестче относиться к Мотылеву, поскольку он уже переживал коллапс в 2007-2008 годах, попросив финансовую помощь в объеме 2,5 миллиардов долларов для своей компании Globex. Когда банкир получил деньги, правительство позже выяснило, что большая часть суммы ушла на счета фиктивных фирм, которые Мотылев использовал для "отмывания".
"Теперь Анатолий Мотылев повторил один и тот же фокус дважды. Правительство потеряло 87 миллиардов рублей из-за Globex, а его даже не посадили в тюрьму", - говорит аналитик CFB Bank Максим Осадчий.
Бывший председатель Центробанка РФ Сергей Алексашенко считает, что новые проблемы Мотылева свидетельствуют, прежде всего, о проблемах в области государственного регулирования.
"Есть люди, которые учатся и которые не способны на это. Мне кажется, это единственное объяснение", - сказал Алексашенко.
На протяжении последних 1,5 года российский Центробанк взялся за "чистку" в банковском секторе, отменив 140 лицензий. Замысел заключается в том, чтобы убрать слабых игроков и так называемые "карманные банки", через которые часто отмывают деньги. Такой шаг был высоко оценен участниками рынка, но критики говорят, что этого все равно не достаточно. И случай с Мотылевым этому служит доказательством. Также в декабре у 32-го по объему вложений банка России "Trust Bank" обнаружили "дыру" в балансе на 127 миллиардов рублей. А в прошлом месяце "Пробизнесбанк", который инвестируют западные компании, такие как шведская East Capital, получил обвинения от Центробанка в том, что он держит фиктивные бонды на балансе. Когда его лишили лицензии, его долговые обязательства составляли около миллиарда долларов.
"Состояние банковской системы хуже, чем кому-то может показаться. "Проминвестбанк" стал отражением этого", - сказал источник FT, близкий к владельцам закрытого в России банка.
Годы быстрого кредитования и роста депозитов позволили скрыть настоящие проблемы в банковском секторе. Однако они становятся все более явными из-за того, что все больше кредиторов оказываются неплатежеспособными.
"Нынешний кризис обострил проблемы всех этих банков. Когда у вас ослаблен организм и он подвергается удару, это может быть смертельно", - сказал аналитик московского отделения агентства Moody's Ираклий Пипия.
С середины июля Центробанк лишил лицензии более десятка банков. Это навредило депозитам 1% российских вкладчиков и сократило количество российских банков до 800, хотя в 2008 году их было больше – 1000.
Тем временем, российский рубль продолжает падать из-за дешевую нефть. В августе ЦБР тестировал российские банки на устойчивость курса выше 100 рублей за доллар.
С начала июля курс доллара к российскому рублю вырос более чем на 25% - с 55 до 70 рублей за доллар. Это совпало с резким падением цен на нефть, которая потеряла около трети своей стоимости. 24 августа биржевой курс доллара к рублю преодолел уровень 71 руб./доллар, нефть Brent опустилась ниже отметки 43 доллара за баррель.
25 августа доллар упал ниже 69 руб./доллар вслед за ростом нефти до 44 долларов за баррель.