Банк России объявил, что прекратит покупку иностранной валюты на внутреннем рынке к концу 2023 года – чтобы поддержать рубль, поскольку национальная валюта РФ 9 августа упала на Московской бирже почти до 100 рублей за доллар, что является самым слабым показателем за последние 16 месяцев, который наблюдался в первый месяц полномасштабного вторжения России в Украину
«Решение было принято с целью снижения волатильности финансовых рынков», – говорится в заявлении центрального банка за 9 августа, передает Bloomberg.
Центробанк РФ заявил, что не будет покупать иностранную валюту на внутреннем рынке и продолжит продавать иностранную валюту, связанную с использованием средств Фонда национального благосостояния.
«Решение о приостановке закупок должно дать существенное облегчение падению рубля. Спрос на иностранную валюту со стороны Министерства финансов был невелик, но в течение следующих четырех месяцев он бы составил сумму, с которой все более хрупкий российский валютный рынок не смог бы хорошо справиться», – сказал экономист Bloomberg Economics Russia Александр Исаков.
По мнению экономиста, ослабление рубля связано с оттоком капитала. Резкое увеличение государственных расходов на 14% в годовом исчислении стимулирует спрос на импорт в то время, когда доходы от экспорта сокращаются.
В прошлом месяце российский центробанк повысил ключевую процентную ставку на один процентный пункт до 8,5%, поскольку политики отреагировали на инфляционные риски, связанные с государственными расходами, санкциями и дефицитом рабочей силы. По мнению Исакова, рубль может получить большую поддержку в ближайшие месяцы, если центральный банк повысит стоимость заимствований до 9,5%, а власти замедлят расходы.
По словам Георгия Ващенко, заместителя руководителя аналитического отдела Freedom Finance Global в Астане, психологически важная отметка в 100 гривен за доллар может быть достигнута в ближайшее время. «Я бы не ожидал, что тенденция к ослаблению остановится», считает он.
В этом году российский рубль ослаб примерно на 24% по отношению к доллару, что поставило его в тройку наихудших валют развивающихся рынков вместе с турецкой лирой и аргентинским песо.