Хакерская атака, которая затронула сети американского правительства, коснулась и Министерства энергетики США. Подозрение о том, что хакеры из элитного российского разведывательного ведомства тайно проникли в компьютерные системы Пентагона и ключевых правительственных ведомств США, ставят нового американского президента Джо Байдена в тяжелое положение. Новоизбранный президент должен решить, возможно, быстрее, чем ему хотелось бы, насколько жесткую позицию следует занять в отношении режима российского лидера Владимира Путина. Впрочем, это не первый раз, когда российский режим направлял скрытые кибератаки на США, пишет британская газета The Guardian.
Россия отрицает обвинения госсекретаря США Майка Помпео о том, что Кремль «заказал» хакерскую операцию, которая также затронула Великобританию и других союзников США. Это возражение было вполне предсказуемым, но можно ли ему верить, остается открытым вопросом.
Также предсказуемой является пассивная позиция американского президента Дональда Трампа в отношении России. Таким образом, Байдену, который уже фактически взял на себя руководство в борьбе с пандемией в Америке, следует выяснить, что делать с Путиным, после вступления в должность 20 января. Выступая на прошлой неделе, Байден угрожал наказать виновных.
"Я не буду стоять сложа руки перед кибератаками на США", - заявил Байден в остром упреке Трампу.
Россия уже находится под жесткими санкциями со стороны США после захвата Путиным Крыма в 2014 году. Страна больше не является членом «Большой семерки», многие европейские государства резко критикуют Кремль. Отношения Великобритании с Москвой также ухудшились после отравлений в Солсбери в 2018 году. В Германии вновь усиливается давление на канцлера Ангелу Меркель с целью остановки проекта газопровода "Северный поток-2" после неудачной попытки Кремля убить российского оппозиционного лидера Алексея Навального.
Кажется, ничего из этого не влияет на поведение Путина. Он пренебрежительно относится к демократических лидерам и с улыбкой утверждает, что западный либерализм потерпел неудачу. Потеряв расположение Трампа, Россия будет вынуждена относиться к опытному Байдену более осторожно. Но уважения к Байдену, скорее всего, Путин не будет проявлять, учитывая его позднее поздравление демократа с победой на выборах.
Байден и его союзники-демократы должны отомстить за российское вмешательство в цифровые технологии, манипуляции в социальных сетях и политический заговор, которые, по мнению многих, перевернули выборы 2016 года. Но начать взаимные тайные операции по подрыву российского правительства или сломать кремлевский wifi - не лучший способ отстаивать интересы США и Запада.
Проблема заключается в том, что Байдену будет трудно противостоять российской агрессии, ведь США также нужны и рабочие отношения с Россией. Миру нужно российское сотрудничество в борьбе с климатическим кризисом, решении глобальных вызовов, таких как восстановление после COVID-19 и стабилизация Ближнего Востока, где Москва, благодаря пренебрежению и некомпетентности Трампа, сейчас является более влиятельным игроком, особенно в Сирии и Ливии.
Сейчас Байден требует согласия Путина продлить договор о стратегическом ядерном вооружении США и России "Новый старт", срок действия которого истекает 5 февраля. Это должно быть началом согласованных совместных усилий по восстановлению надежных систем контроля ядерных вооружений и нераспространению ядерного оружия. Часть этого обязательно предполагает совместную работу США и России над ядерными программами Ирана и Северной Кореи.
Несмотря на эти политические императивы, Байден все еще может и должен принимать целенаправленные меры против агрессии режима Путина, когда его поведение становится жестоким, как в случае с Навальным. Теперь, когда команда ФСБ, ответственная за сговор об убийстве, была разоблачена, благодаря расследованию Bellingcat, фигуранты должны ответить за свои поступки по закону.
То же касается тех, кто стоит за кибероперацией. Дополнительные санкции - еще один вариант. Этот подход напрямую не касается вопроса личной ответственности Путина. Но Путин все-таки, уязвим на нескольких фронтах. Российская нефтезависимая экономика сейчас страдает; неконтролируемая коррупция также представляет огромную проблему, к тому же, популярность российского лидера падает. Существует множество законных способов, как Запад может помочь российской продемократической оппозиции на парламентских выборах в сентябре.
Одержимость Путина возрождением советских времен контроля над "ближним зарубежьем" вызывает серьезное беспокойство. В Беларуси, Украине, Молдове и Грузии растут антимосковские настроения. Недавняя армяно-азербайджанская война показала пределы российского влияния.
Несмотря на махинации Трампа, объединенное НАТО расширяет свои западные границы. У Путина остается «мало друзей», поэтому его режим терпит неудачи и становится изолированным.
Таким образом, лучшей политикой Байдена может быть баланс: стремление сотрудничать с Россией в важных глобальных вопросах, при этом, не позволяя агрессивному режиму нарушать порядок. Правильно ли Байден будет придерживаться этого баланса, имеет большое значение для Великобритании и Европы. То, чего не могут позволить себе новый американский президент и западные союзники, - это одновременное двустороннее противостояние как с Россией, так и с Китаем. Путин - это боль и проблема. Но Китай является не менее серьезной угрозой, резюмирует газета.