UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден не должен спешить возвращать США к иранской ядерной сделке — Bloomberg

Отказ от спешки в дипломатии с Ираном даст Байдену достаточно времени, чтобы исправить ошибки Трампа.

После убийства ведущего иранского ученого-ядерщика на прошлой неделе, на новоизбранного президента США Джо Байдена начало действовать «новое давление» в отношениях с Ираном. Джо Байден обещал возобновить переговоры по иранской ядерной сделке, но, вероятно, новому американскому лидеру «следует уменьшить скорость» и действовать осторожно, пишет Bloomberg.

Байден уже давно говорил о своем намерении реанимировать ядерную сделку, которую Иран согласовал с США и другими мировыми державами в 2015 году. Общий комплексный план действий, как известно, был разработан для того, чтобы приостановить программу развития ядерной энергетики Тегерана, которая может представлять угрозу.

С момента решения американского президента Дональда Трампа в одностороннем порядке вывести США из соглашения в 2018 году, Тегеран ускорил обогащение урана и нарастил свои запасы до тревожных уровней. Сейчас Иран угрожает, что не позволит международным инспекциям по вопросам ядерного оружия контролировать собственную ядерную программу, если Байден не отменит ключевых санкций в течение первых недель после вступления в должность.

Конечно, Байден хотел бы вернуть время назад, и, если он это сделает, то может ожидать одобрения от других участников сделки. Европейский Союз, вместе с Китаем и Россией явно поддерживают возвращение США к ядерной сделке.

Однако, на другом конце спектра есть Израиль и арабские соседи Ирана, которые сигнализируют о своем беспокойстве. Об обеспокоенности свидетельствует и недавний тайный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Саудовскую Аравию. Некоторые страны региона боятся, что Байден «повторит ошибки президента Барака Обамы» и никак не отреагирует на беспокойство стран, которым больше всего угрожает Иран.

Некоторые арабские страны рассматривают эту ядерную сделку как лицензию для Ирана на использование всех неядерных средств для достижения региональной гегемонии. Их точно «не успокоит» решение Байдена назначить высших чиновников эпохи Обамы Энтони Блинкена и Джейка Салливана, на должности государственного секретаря и советника по вопросам национальной безопасности.

Цель Байдена - уговорить Иран прекратить обогащение урана и уменьшить его запасы до уровня 2017 года, что откроет путь США для возврата к соглашению и отмене санкций, введенных Трампом. Как только такой сценарий будет достигнут, Байден надеется начать новые переговоры по других опасных видах деятельности Ирана, включая его разработку ракет и использование так называемых «ополчений доверенных лиц» для дестабилизации региона.

Возобновление диалога, без сомнения, было бы политически целесообразным для Байдена. Но он должен помнить, что основная суть в дипломатии часто заключается в сроках. Возможно, открыть переговоры до следующего лета, когда «симулякр выборов» в Иране создаст нового президента, является не слишком удачной идеей. Несмотря на то, что верховный лидер Али Хаменеи всегда будет реальным руководителем режима, возможно, Байдену есть смысл подождать, пока Хаменеи официально примет своего преемника Хасана Рухани, прежде чем отправлять шпионов в Тегеран.

Отказ от спешки также даст Байдену достаточно времени, чтобы исправить ошибки Трампа и договориться с другими сторонами, подписавшими соглашение, установить единую позицию, с которой можно противостоять Ирану. Байдену нужно будет убедить европейцев, китайцев и россиян в том, что экономические интересы и безопасность каждого можно гарантировать только соблюдая соглашение, которое имеет всеобъемлющий характер. То есть, сделка должна учитывать не только «ядерный потенциал» Ирана, но и предотвращать другие потенциально опасные действия режима.

Байден должен также получить поддержку Израиля и арабских государств, чтобы заставить Иран отказаться от своих намерений дестабилизировать ситуацию в регионе. Такой консенсус может даже убедить республиканских противников ядерной сделки пересмотреть свою позицию.

Дипломатия с Ираном - это разумный курс для Байдена. Но спешить с соглашением также не стоит, резюмирует издание.