Поскольку демократ Джо Байден победил на выборах президента США 2020 года и готовится стать новым американским лидером, одной из задач, которую он должен решить – это дальнейшие отношения с Китаем. Сейчас возникает вопрос о том, какой будет политика Байдена в отношении Китая, и сохранится ли «жесткий подход» Трампа во время президентства Байдена, пишет Bloomberg.
Рынок труда в Китае может стать ключевым инструментом в противостоянии с США.
За несколько дней до выборов в США Пекин обнародовал свой стратегический план на ближайшие пять лет. Он предусматривает модернизацию экономики, основа которой заключается в техническом прогрессе - сети 5G, автоматизации производственных процессов, а также ориентации на внутренний рынок и «внутренних потребителей».
Чтобы достичь всех поставленных целей, Китай будет вынужден повысить экономическую производительность.
Однако, сможет ли китайский рынок труда адаптироваться к модернизации экономики? Ведь, если этого не произойдет, то «качественный экономический рост», на который рассчитывает китайский лидер Си Цзиньпин, может не реализоваться, даже несмотря на большие инвестиции.
К тому же, Пекин не хочет быть «заложником» непредсказуемой или враждебной политики США. Именно поэтому, большое значение имеет то, как новая администрация президента Байдена будет отвечать на вызовы Китая.
Однако, мир меняется. Китай и США также претерпели значительные изменения. Последние четыре года американский президент Дональд Трамп пытался снизить уровень безработицы и увеличить количество рабочих мест в важных секторах экономики.
Но американский рынок труда сейчас столкнулся с серьезными изменениями на фоне пандемии COVID-19. Более 40% американских рабочих мест, пострадавших в результате пандемии, в конце концов исчезнут раз и навсегда, если верить прогнозам.
Новая экономическая стратегия Китая ориентирована на стимулирование и рост внутреннего спроса и предложения. Пекин намерен уменьшить уязвимость китайских компаний к американскому влиянию, в частности, это касается китайских технологических компаний, таких как Huawei Technologies Co. и Hangzhou Hikvision Digital Technology Co., которые уже в свое время «имели проблемы с США».
В Китае пандемия COVID-19 также привела к замедлению темпов экономического развития и спровоцировала рост уровня безработицы.
Отрасли производства в Китае, которые стимулировали экономический рост, понесли большие удары на фоне пандемии.
Поскольку доходы китайцев упали, обеспечение создания рабочих мест и гарантия социальной стабильности перешли на первое место в повестке дня Пекина. Уровень занятости был одним из самых упоминаемых пунктов в отчете о работе китайского правительства в 2020 году.
Официальные данные свидетельствуют о том, что Пекин уже приближается к достижению своих целей по увеличению уровня занятости, создав почти девять миллионов новых рабочих мест в городах за первые три квартала. Китайские государственные СМИ продолжают рекламировать меры касательно занятости. Однако, уровень безработицы "определенных групп населения и регионов все еще остается проблемой".
Новый план Китая ориентируется не на количество рабочих мест, а на их производительность.
Большой переход китайской экономики к инновациям, указанный в пятилетнем плане, не произойдет при нехватке квалифицированных работников. Исследования свидетельствуют о том, что "ухудшение эффективности труда является комплексной проблемой для всей экономики Китая".
Сейчас государственные субсидии удерживают людей на рабочих местах и заставляют компании избегать банкротства, но переквалификация и модернизация должны произойти.
Экономический рост Китая в ближайшие годы будет зависеть от производительности каждого китайского работника. Высокотехнологичные отрасли зависят от этого так же, как и увеличение капитала. В Китае большую роль играет так называемый общий коэффициент производительности передовых отраслей. Страна также нуждается в инвестициях от иностранных работодателей. В прошлом году опрос показал, что новые рабочие места, предлагаемые иностранными компаниями в Китае, упали на 25%.
Для реализации нового пятилетнего плана роста экономики, китайские работники потребуют более четких указаний в новых условиях касательно рабочих мест, доходов и льгот. Уже сейчас государственные СМИ объявляют о создании новых профессий, таких как «инструкторы искусственного интеллекта», например.
Именно поэтому, Китаю нужны не слишком враждебные отношения с США и не слишком «агрессивно настроенный» новый американский президент, ведь несмотря на «внутреннюю ориентацию» в росте экономики, Пекин, все же может пострадать от потенциальных экономических ударов, нанесенных со стороны США и других влиятельных стран.
Байден также, вероятно, будет сосредотачиваться на создании новых «внутренних» рабочих мест в Соединенных Штатах, но он не должен отказываться от перспективы сотрудничества с иностранными работодателями, которые могут гарантировать значительный стимул для американской экономики. К тому же, США должны наблюдать за экономическим возрождением Китая, ведь «отстраненность» от этого вопроса была бы большой ошибкой.
В конце концов, политика США в отношении Пекина может стать более эффективной, если Америка будет понимать приоритеты Пекина, ведь Байдену придется конкурировать с ростом влияния Китая на международной арене, резюмирует издание.
Вечером 7 ноября стало известно о победе Джо Байдена, набравшего вместе с Пенсильванией 273 голоса выборщиков.
Мировые лидеры шлют поздравления Байдену и будущему вице-президенту Камале Харрис. С победой на выборах Байдена также поздравили президент Украины Владимир Зеленский и глава Офиса президента Андрей Ермак.
Подробнее о том, как может сказаться на Украине победа Джо Байдена на президентских выборах в США, читайте в статье Олега Шамшура «Требовательная симпатия» для читателей ZN.UA.