Речь Владимира Путина, в которой он объявил о частичной мобилизации и о проведении «референдумов» на оккупированных частях Украины, была осторожным балансированием лидера под давлением, который пытается удовлетворить политических «ястребов» и российских военкоров, избежать недовольства широких слоев населения, задобрить военных і создать впечатление, будто он не проигрывает в войне.
Такую оценку заявлениям российского автократа дал австралийский генерал в отставке Мик Райан на своей странице в Twitter. Он отметил, что Путин, объявляя мобилизацию в России, не назвал ее своим приказом. Вместо этого он сказал: «Я считаю необходимым поддержать предложение Министерства обороны и Генерального штаба о проведении частичной мобилизации». По мнению Райана, это основа, которая позволит ему обвинить российских военных в войне против Украины.
По мнению австралийского генерала, частичная мобилизация вряд ли удовлетворит российских «ястребов» и, скорее всего, испугает население. Именно поэтому авиабилеты на рейсы из России "продаются так быстро". Сколько времени уйдет на проведение этой мобилизации? Трудно сказать. Однако войска, задачей которых будет стать подкреплением на уже занятых позициях, можно подготовить гораздо быстрее, чем силы для наступательных операций.
По мнению Райана, Путин был под давлением военных, требовавших проведения мобилизации. Большая часть командования российской армии поддерживает войну. Но генералы в Москве видели, как их войска медленно, но уверенно испаряются. Поэтому им нужно пополнение живой силы, чтобы хотя бы сохранить контроль над уже захваченными территориями. Проблема не только в том, что многие солдаты были убиты или ранены. Были и другие потери из-за несчастных случаев или психологических проблем. Те, кто до сих пор на позициях в Украине, принимают участие в боях уже около 8 месяцев. Ввиду того, что боевая эффективность обычно падает за 3-4 месяца, эти силы истощены и нуждаются в ротации. Такая ротация невозможна без частичной мобилизации.
Однако количество солдат, которых собирается призвать Москва, недостаточно для того, чтобы изменить ход войны. Украина мобилизовала гораздо больше военных. Поэтому, по мнению Райана, российская мобилизация призвана собрать силы для ротации и пополнения потерь, а не накопления новых наступательных возможностей. И это, как считает австралийский генерал, говорит о нескольких вещах.
Во-первых, Путин и его военные командиры в частном порядке приняли тот факт, что они могут проиграть в этой войне. В речи российского президента прозвучали определенные тезисы об личном составе и промышленных мерах, которые как раз говорят об этом признании. Во-вторых, Путин не отступит. Он пошел на риск, надеясь, что сможет затянуть войну и дождаться, когда Запад устанет и перестанет поддерживать Украину. До сих пор этот подход не сработал.
В-третьих, Путин услышал недовольные комментарии лидера Китая Си Цзиньрина и премьер-министра Индии Нарендры Моди на прошлой неделе. Но он сделал не те выводы. Путин не решил, что ему нужно покончить с войной против Украины. Он решил, что должен победить в ней. Иначе его позиция в отношениях с Китаем и Индией сильно ухудшится.
В-четвертых, западные меры по сдерживанию остаются очень важным элементом этой войны. Путин продолжает угрожать ядерным оружием в своих речах. В-пятых, пройдет некоторое время, прежде чем удастся мобилизовать резервистов и отправить их в Украину. Это означает, что у украинской стороны есть возможность продвигаться вперед в продолжающемся сейчас наступлении. И последний вывод Райана говорит, что гамбит Путина приведет к тому, что агония украинского народа будет более длительной. Хотя российские шансы на победу не увеличатся. В конце концов заявления Путина не отменяют перспективы украинской победы. Но это значит, что еще больше людей умрет, прежде чем война закончится.