1 июля исполнилось 10 лет, как Хорватия присоединилась к ЕС. За это время ни одна страна не смогла получить членство. Это самый длинный период без новых стран-участниц в истории Евросоюза с 1973 года.
По мнению эксперта Atlantic Council Фрэнсиса Барвелла, за это десятилетие 27 стран ЕС извлекли определенные трудные уроки. Однако вопреки ожиданиям эти уроки имеют мало общего с реформированием институтов и процессов организации. В свою очередь, они связаны с политическими уязвимостями как «старой», так и «новой» Европы.
Прежде всего, существующие государства-члены опасаются появления новых членов – особенно таких крупных, как Украина – с серьезными недостатками в сфере верховенства права, помня об опыте Польши или Венгрии. Когда ЕС решил предоставить Украине и Молдове статус кандидатов в июне 2022 года, это было политическое решение, мотивированное желанием продемонстрировать единство на фоне агрессии России.
Барвелл отмечает, что при обычных обстоятельствах Молдова и Украина не могли бы претендовать на статус кандидата, а существующие государства-члены не были бы готовы сделать для них такое исключение. Но обе страны упорно работали, и теперь вопрос состоит в том, когда начать переговоры по конкретным шагам на встречу присоединению. Потенциальные члены из Балкан представляют более смешанную картину: некоторые правительства добились прогресса, а другие, кажется, даже сомневаются в ценности членства. Поскольку дебаты о новом расширении ЕС снова становятся более активными, Барвелл указывает на четыре важных урока, о которых следует помнить.
Во-первых, институты ЕС способны адаптироваться. Каждый раунд расширения сопровождался призывами к институциональным реформам и изменениям в договорах.
«Говорили, что ЕС не может функционировать, состоя из 15, 25 или 27 стран. Однако институты ЕС продолжают работать. На самом деле, реагируя на пандемию COVID-19 и российское вторжение в Украину, ЕС принимал сложные решения быстрее, чем когда-либо в своей истории», – подчеркивает эксперт.
Во-вторых, процесс вступления дает существующим членам слишком много возможностей для сведения исторических счетов со странами-кандидатами, и это замедляет этот прогресс. Слишком часто это происходит из-за узких исторических обид, на которых настаивают политики в странах ЕС. К примеру, Болгария таким образом сильно замедлила вступление Северной Македонии, а Испания отказалась поддержать заявку Косово на вступление.
В-третьих, строгое выравнивание нормативных актов не предотвращает отступление от демократии.
«12 преимущественно посткоммунистических государств, принятых в 2004 и 2007 годах, должны были соответствовать гораздо более высоким стандартам регуляторного единства, чем вступавшие ранее. Однако сегодня членов группы 2004 года Польшу и Венгрию упрекают, что они отошли от базовых ценностей ЕС в вопросе верховенства права, особенно когда речь идет о судебной системе и СМИ. К другим странам-членам ЕС также возникают вопросы о состоянии их демократий», - напоминает Барвелл.
И четвертый и самый большой урок состоит в том, что политика является ключевым элементом в процессе вступления в ЕС. Какова будет реакция радикальных левых и крайних правых, которые стали важным фактором во внутренней политике ЕС? Не будет ли процесс ратификации соглашения о принятии каждого нового члена слишком большим препятствием? Украина и Молдова до сих пор извлекали выгоду из политики, но по мере того, как процесс вступления будет продвигаться вперед, политика будет становиться все сложнее, особенно в нынешних странах ЕС.