В четверг вечером президент США Джо Байден обратился к американцам из Овального кабинета. Это было только второе подобное обращение за время его президентства. В нем президент США связал конфликты в Израиле и Украине как часть более широкой борьбы за демократию и свободу.
Байден подчеркнул, что лидерство США в этих глобальных кризисах сделает сами Соединенные Штаты более безопасными. Он не скрывал от американцев, что за эту безопасность придется заплатить, призвав Конгресс принять "беспрецедентный" пакет помощи Украине и Израилю. Но он также сказал американцам, что цена игнорирования этих войн будет гораздо выше.
Аналитический центр Atlantic Council публикует оценки экспертов по поводу речи Байдена об Украине и Израиле и чего следует ожидать после нее.
Почему американцы должны думать об Украине и Израиле
Бывший посол США в Украине Джон Хербст считает, что президент США наконец-то объяснил американцам, почему поддерживать Киев в обороне от России важно. Еще до того, как Путин начал массированное вторжение в Украину в феврале 2022 года, администрация Байдена разработала разумную политику, чтобы сдержать Москву и позаботиться, чтобы она не добилась успеха. Эта политика состояла из мощных санкций против России, политической изоляции Кремля, военной и экономической поддержки Украины, а также укрепления восточного фланга НАТО. Для успешного выполнения этих задач было приложено немало усилий.
«Но чего Белый дом не сделал, так это не объяснил американскому народу, почему Соединенные Штаты возглавляют эти масштабные усилия. Сегодня Байден поставил галочку в этом вопросе тоже», – считает Хербст.
По его мнению, американский президент объяснил, что если Путин победит в Украине, он может двинуться на запад и напасть на страны НАТО, которые США обязаны защищать. Он напомнил американской общественности, что Украина просит только о средствах защиты. Поэтому предоставление военной и экономической помощи – это разумный и экономный способ защитить США и их союзников. Он отметил, что если Путин победит в Украине, это также придаст уверенности агрессорам в других местах. Это подорвет американское лидерство. Он также отметил, что Украина и Израиль – это демократии, на которые нападают авторитарные режимы, стремящиеся их уничтожить. Усилия, направленные на то, чтобы остановить эти атаки, соответствуют американским ценностям.
«Это был второй бравурный президентский момент Байдена за два дня. Своей ясностью, стратегическим фокусом и обращением к американским ценностям и лидерству он напомнил Рональда Рейгана в его лучшие времена. Это хорошо для Байдена и лучше для нас», – пишет бывший посол США.
Сможет ли Байден убедить республиканцев?
Риторика президента США касалась не только проведения важных параллелей между войнами в Украине и Израиле. Байден надеется, что его послание заставит законодателей под давлением избирателей принять будущий пакет прямой военной помощи обеим странам. Комплексный пакет помощи мог бы предложить что-то как для поклонников Израиля, так и для скептиков Украины. Или, наоборот, некоторые могут использовать шок, чтобы заставить нацию сосредоточиться на себе.
Но именно здесь призыв Байдена о поддержке справедливо вышел за рамки теоретических соображений. Всего через двенадцать дней после террористической атаки ХАМАСа на Израиль американские евреи и мусульмане стали сталкиваться с повышенной угрозой для своей безопасности в результате антисемитского и исламофобского насилия по всей стране. Летальные случаи уже зафиксированы в Иллинойсе, где шестилетний палестино-американский ребенок был жестоко убит за свою веру.
«Большой вопрос состоит в том, были ли аргументы Байдена достаточно сильными, чтобы убедить республиканских законодателей, не желающих отдавать какую-либо предполагаемую победу президенту, до переизбрания которого осталось всего 13 месяцев. Единство, которое Соединенные Штаты переживали после терактов 11 сентября, кажется далеким воспоминанием. Сможет ли Байден, ссылавшийся на 11 сентября для описания последствий террористической атаки ХАМАС в Израиле, вызвать такую же решительность, какая была после этой национальной травмы?», – прокомментировала вице-президент Atlantic Council и бывший президент Центра национальной политики Трумэна Дженна Бен-Йехуда.
Предстоящий запрос о финансировании помощи Украине и Израилю станет своеобразным тестом. И союзники и враги США будут наблюдать за тем, как Америка его пройдет.
Все дело в деньгах и жизненно важных национальных интересах США
Байден решительно высказался в поддержку находящихся в состоянии войны Украины и Израиля мирных палестинцев, оказавшихся под перекрестным огнем ХАМАСа и израильской армии, а также предостерег от антисемитизма и исламофобии в США. Однако в своей речи американский президент озвучил еще один важный тезис, - считает Томас Варрик, в прошлом работавший в Госдепартаменте и Департаменте внутренней безопасности США.
«Это были деньги и их связь с жизненно важными национальными интересами США. В течение многих лет администрации обеих партий писали блестящие стратегии, потерпевшие неудачу, потому что никто не выделял средств, необходимых для превращения этих стратегий в реальность. Сегодня в Вашингтоне слова о «мыслях и молитвах» стали циничным клише о том, как не делать ничего для решения проблем», – замечает Варрик.
Поэтому особенно важным в речи Байдена было то, что он собирается попросить достаточно серьезные деньги на «арсенал демократии». Этот термин он позаимствовал у президента Франклина Рузвельта, который его сформулировал в 1940 году. По некоторым сообщениям, речь идет о 100 миллиардах долларов, из которых 60 миллиардов предназначены для Украины, 10 миллиардов - для Израиля, а остальное - для Тайваня, Индо-Тихоокеанского региона и повышения безопасности на границах США.
В своем выступлении Байден связал поддержку Украины и Израиля с жизненно важными национальными интересами Соединенных Штатов. Украина подвергается нападению со стороны России, которая, как напомнил Байден, стремится уничтожить Украину как независимое государство и восстановить советскую империю. Израиль атакует террористическая группировка, которая намерена уничтожить Израиль, а два миллиона жителей Газы оказались под перекрестным огнем.
«Цена бездействия в этих сферах намного больше, чем то, что президент просит у Конгресса. Просить миллиарды долларов для достижения жизненно важных национальных интересов США – вот как можно продемонстрировать серьезность намерений в современном Вашингтоне», – считает Варрик.
Байден приводит приемлемые для обеих партий аргументы, чтобы утвердить помощь для Украины и Израиля
Москва, возможно, с большим удовольствием наблюдала за тем, как правительство в Вашингтоне никак не могло выделить новое финансирование для помощи Украине на протяжении последних двух недель. И в это же время кризис на Ближнем Востоке поглотил весь новостной цикл. Но мощная речь Байдена в Овальном кабинете должна стать сильным возвращением к реальности, в которой поддержка Украины со стороны США не ослабевает, считает заместитель директора Eurasia Center Шелби Маеджид.
«Байден честно признал, что эти конфликты могут казаться далекими, и, чувствуя себя оторванными от них, общественность спрашивает, почему происходящее в Израиле и Украине имеет значение для американцев. Байден предоставил веские аргументы, которые обе партии могут использовать для подтверждения того, что эти усилия отвечают интересам США», – добавляет она, отмечая, что срочный пакет помощи Украине и Израилю будет нуждаться в поддержке как демократов, так и республиканцев.
Президент США не назвал точную стоимость пакета помощи. И, возможно, он поступил разумно. Но убедительные аргументы Байдена, а также объединение помощи Израилю с поддержкой Украины усложняют позицию тех, кто выступает против поддержки Киева в отдельности. Как сказал Байден, США не могут разрешить террористам победить. И если Америка не предоставит Украине и Израилю помощь, необходимую для самозащиты, она поставит под серьезный риск как эти страны, так и себя.
Большая стратегия США от Трумэна до Рейгана
Бывший помощник Госсекретаря по вопросам Европы Дэниел Фрид отмечает, что в своей речи президент Байден сформулировал аргументы в пользу поддержки Украины и Израиля с точки зрения американской силы и ответственности. «Американское лидерство – это то, что держит мир вместе», – таково было ядро аргумента. То есть, Соединенные Штаты обязаны поддерживать свои принципы и своих друзей в борьбе с террористическими группировками и диктаторскими режимами.
Таким образом, Байден сплел воедино стратегию, ценности и интересы США, увязав «идею Америки, обещание Америки» с американскими интересами в поддержке Израиля и Украины. Это было применение большой стратегии США от Трумэна до Рейгана, - считает Фрид. Впрочем, он добавил, что речь Байдена не смогла отдать должное сложностям двух войн, особенно войны между Израилем и ХАМАСом.
«Байден справедливо упомянул о правах палестинцев и предостерег от действий в гневе, но не очертил пути выхода из конфликта. Он не пытался определить точные цели, преследуемые США, поддерживая Украину. Он не сделал много других вещей в своей речи, и критики смогут целыми днями указывать на разные «он мог бы сказать»», – заметил эксперт.
Но цель Байдена, похоже, была другой. Это была речь, направленная на то, чтобы оказать американскую поддержку интернационалистической повестке дня, а также выделить средства для Израиля и Украины, чтобы поддержать эту повестку дня.
«Как и Франклин Рузвельт, Гарри Трумэн, Джон Кеннеди и Рональд Рейган до него, он утверждал, что интересы США и американские ценности взаимосвязаны, а затем настаивал, что и то, и другое поставлено на карту в обоих конфликтах. Эта речь основывалась на вере в американское лидерство в мире, на убеждении, что национальные интересы США требуют не просто трансакционных соглашений, а высшей цели», – прокомментировал Фрид.
Донести это до скептически настроенного американского общества очень не просто, особенно учитывая, что циничный изоляционизм впервые за многие поколения вновь стал политической силой с решающим значением.
Байден не смог объяснить, почему Украина и Израиль важны
Директор Центра стратегии и безопасности Скоукрофта в Atlantic Council Мэттью Крениг считает, что президент США заслуживает похвалы за то, что обратился непосредственно к американскому народу. Он сделал несколько сильных заявлений, среди которых "американское лидерство держит мир вместе" и "американские ценности делают нас партнером, с которым хотят работать другие страны".
Он также прояснил некоторые важные ошибочные представления, объяснив, что, хоть помощь истощает американские запасы, она одновременно стимулирует оборонное производство в США и ведет к пополнению американских арсеналов.
«Впрочем, я считаю, что речь была недостаточной. Байдену нужно было объяснить, чего он надеется добиться в Израиле и Украине, как он планирует это сделать, и почему результат этих конфликтов имеет значение для рядовых американцев. Он этого не сделал», – считает Крениг.