UA / RU
Поддержать ZN.ua

Atlantic Council: Сколько еще Турция будет играть за оба лагеря в российской войне против Украины?

Эксперты считают, что Анкара получила серьезную выгоду от своей неоднозначной позиции в российско-украинской войне, однако для нее также важно, чтобы Киев сохранил контроль над своим побережьем.

С первого же дня полномасштабного российского вторжения в Украину Турция оказалась в «геополитических тисках», осторожно балансируя отношения с обеими сторонами.

Например, турецкие беспилотники помогли Киеву остановить наступление армии Кремля. Но сложные отношения и экономическое партнерство Анкары с Москвой также сильно навредили турецкому имиджу на Западе как миротворцу в этом конфликте. Последним неожиданным поворотом стал визит президента Турции Раджепа Таипа Эрдогана во Львов, где он встретился с президентом Владимиром Зеленским и генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем. Но две недели назад турецкий лидер встречался с Владимиром Путиным в Сочи. И они пообещали друг другу усилить сотрудничество.

Все это, как пишет Atlantic Council, подводит к вопросу: как долго Эрдоган еще будет играть за оба лагеря в этом жестоком конфликте?

По мнению научного сотрудника турецкой программы Atlantic Council Рича Аутзена, балансировку Турции можно оценивать с трех позиций: удалось ли помочь Украине избежать поражения, удалось ли уклониться от конфликта с Россией, при этом демонстрируя солидарность с Западом, а также получила ли Анкара больший дипломатический вес своем регионе. По мнению эксперта, на всех трех векторах Турция показала себя довольно хорошо. Поставки беспилотников помогли оградить Киев от российской армии. Эрдоган сохранил торговлю и координацию с Россией в Сирии. А зерновое соглашение продемонстрировало, что Турция повысила свое влияние.

Читайте также: Украина и Турция подписали меморандум о послевоенном восстановлении

«Российская война против Украины дала Турции возможность превратить уязвимости своей шаткой позиции между Россией и Украиной (и Западом) в дипломатический актив. Анкара извлекла выгоду от отношений как с Киевом, так и с Москвой, сначала предложив себя в качестве посредника, а затем используя свою конструктивную роль в конфликте, чтобы получить «иммунитет» от Запада для развития торговых и экономических отношений с обложенным санкциями российским бизнесом, при этом поддерживая в военном поле Украину», – объяснила эксперт турецкой программы Atlantic Council Евгения Габер.

По мнению Аутзена, для Эрдогана очень важно сохранение независимой Украины. Потому что, если Россия поглотит ее, это будет серьезной угрозой для безопасности Турции. Но турецкая экономика тоже его тревожит. Также перед выборами в следующем году Эрдоган хочет показать, что он великий государственник. По мнению эксперта, Турция будет и дальше избегать выбора одной стороны в войне.

«Украинское поражение и расчленение станет огромной катастрофой для Турции. Но поражение и потенциальная нестабильность России тоже окажет негативное влияние на турецкие интересы в Сирии и на Кавказе, а также на экономику. У Эрдогана сложились трансакционные, но хорошие отношения с Путиным. Военная и политическая поддержка Украины, но сохранение отношений с Россией в экономическом и политическом плане – это эффективный щит. Киев и Москва остаются недовольными. Но нет динамики, которая бы заставляла Анкару выбрать одну сторону», – считает Аутзен.

Габер считает, что Анкара попытается сохранить хорошие отношения как с Киевом, так и с Москвой, но "на разных уровнях". На политическом, дипломатическом и в ограниченной степени военном уровне она будет поддерживать Украину.

Читайте также: Эрдоган предложит Зеленскому временное прекращение огня — СМИ

Так же Турция в какой-то мере будет сотрудничать с НАТО, избегая при этом прямого вмешательства союзников в регионе (например, не впуская корабли НАТО в Черное море). А в отношениях с Россией турецкая сторона будет стараться сохранить тесное сотрудничество в энергетике, экономике и туризме.

«Наибольшую пользу Турции принесет восстановление безопасности и торговли в Черноморском регионе, при этом, чтобы Украина сохранила как можно больше своей территории (а особенно города на побережье). Анкара имеет давнюю историю продвижения своих интересов в сфере безопасности среди соседей без ритуалов, которые могут привести к эскалации конфликта. Мы видели это в отношениях, в частности, с Ираном и Ираком», – отметила научный сотрудник Центра глобальной энергетики Бренда Шаффер.