UA / RU
Поддержать ZN.ua

Aljazeera: Между Ираном и Азербайджаном растет напряжение, начнется ли война?

Тегеран настаивает на невозможности игнорировать то, что он считает угрозой своей безопасности из-за укрепления азербайджанских отношений с Израилем.

Напряжение в отношениях между Ираном и Азербайджаном постоянно росло в последние месяцы. А инциденты, вызывающие разногласия, стали почти еженедельным явлением. В пятницу Министерство иностранных дел Ирана пообещало «взаимные дипломатические действия» после того, как Азербайджан выслал четырех иранских дипломатов за «провокационные действия». При этом в Баку не уточнили, о каких именно действиях идет речь.

За несколько часов до этого Азербайджан арестовал шестерых своих граждан, обвиненных в связях с иранскими спецслужбами и подготовке государственного переворота в Каспийской стране. Это был последний из серии арестов за последние месяцы. Причем Баку связывает всех подозреваемых с Тегераном, пишет Aljazeera.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев стал близким союзником исторического соперника Ирана – Турции. Он подверг критике Тегеран после того, как в конце января мужчина штурмовал азербайджанское посольство в иранской столице, убив начальника службы безопасности и ранив других работников. Иран заявил, что дипломатические отношения не должны пострадать, поскольку инцидент был делом рук стрелка-одиночки по личным мотивам. Но Алиев закрыл посольство, осудив "террористическое" нападение.

Читайте также: Конфликт Ирана и Израиля в Сирии: как он будет разворачиваться дальше – Al Jazeera

Азербайджан также критиковал Тегеран за то, что он якобы поддерживает Армению в конфликте, продолжающемся десятилетиями в Нагорном Карабахе. С другой стороны, Иран, где проживают миллионы этнических азербайджанцев, давно обвиняет Азербайджан в разжигании сепаратистских настроений на его северо-западной границе.

Израильский фактор

Но даже при всех разногласиях в двусторонних отношениях, возможно, именно быстрое развитие отношений Азербайджана с Израилем больше всего раздражает иранское правительство. Тегеран все чаще предостерегает Баку от сближения с Тель-Авивом. Яросная риторика достигла новых высот в прошлом месяце после того, как ведущие дипломаты Израиля и Азербайджана обсудили на пресс-конференции "формирование единого фронта" против Ирана.

Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов находился в Тель-Авиве на открытии посольства своей страны после назначения Баку первого в истории посла в Израиле. Этот новый подход, как предупредил МИД Ирана, может представлять угрозу национальной безопасности Ирана, которую нельзя игнорировать.

Большинство политиков в иранском парламенте также осудили этот шаг Азербайджана, подчеркнув в своем заявлении, что «мусульмане мира сочтут такие действия соучастием с сионистским режимом в убийствах и преступлениях против угнетенных палестинцев».

По мнению тегеранского аналитика по вопросам Кавказа и Центральной Азии Вали Калледжи, за усилением связей между Азербайджаном и Израилем стоят разные причины и цели, не каждая из которых напрямую связана с Ираном. В интервью Aljazeera эксперт объяснил, что с политической точки зрения Баку нужно еврейское лобби, чтобы противостоять армянскому влиянию на Западе, особенно в США. А с экономической – Азербайджан выступает основным поставщиком нефти для Израиля.

Читайте также: Азербайджан занял в Карабахе территорию, которая по мирным соглашениям ему не принадлежит

«С военной точки зрения, Республика Азербайджан из-за влияния армянской диаспоры не в состоянии обеспечить мир и получить современную военную технику из европейских стран и Америки. В такой ситуации Турция, Израиль и Пакистан стали тремя основными источниками обеспечения военных нужд Азербайджана», – сказал Калледжи, добавив, что это главное поле беспокойства Ирана.

Будет ли война?

Напряженность в отношениях между Баку и Тегераном все чаще проявляется в военной форме, когда обе стороны играют мышцами, организуя учения, воспринимаемые как прямое предупреждение.

И Корпус стражей исламской революции (КСИР), и армия Ирана провели несколько раундов учений в северо-западных районах страны и вблизи границы с Азербайджаном после окончания войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, демонстрируя свои наземные и воздушные возможности. Самые серьезные из них произошли в октябре прошлого года, когда КСИР впервые построил понтонный мост через реку Арас, по которой пролегает длинная граница между Ираном и Азербайджаном.

Спустя несколько дней министр иностранных дел Ирана Хосейн Амирабдоллахиан посетил самую южную армянскую провинцию Сюник, чтобы послать еще один прямой сигнал Азербайджану и Турции, открыв консульство и заявив, что безопасность Армении равнозначна иранской безопасности.

Читайте также: Иран может начать еще активнее помогать России оружием – ISW

Этот шаг был направлен на противодействие Зангезурскому коридору, который Баку и Анкара хотят создать между эксклавом Нахичевань и другой азербайджанской территорией. Это фактически разорвет основную иранскую транзитную связь с Южным Кавказом. По словам Калледжи, подобно приливам и отливам напряженности между Тегераном и Баку в течение последних трех десятилетий, нынешняя эскалация может в конце концов привести к циклу деэскалации.

«Хотя недавняя напряженность очень серьезная, существует много факторов, предотвращающих военный конфликт, включая экономическую и торговую взаимозависимость, транзитные пути между Ираном, Азербайджаном и Россией, а также зависимость Азербайджана от иранских путей, ведущих в Нахичевань», - сказал он.

Читайте также: Обострение в Нагорном Карабахе: в результате перестрелки – 5 жертв со стороны Армении и Азербайджана

Он также отметил, что дипломатические каналы остаются открытыми через азербайджанское консульство в Тебризе, в дополнение к иранскому посольству в Баку и консульству в Нахичеване, несмотря на закрытие посольства в Тегеране. Турция и Россия (вторая все больше сближается с Ираном после начала войны против Украины) могут выступить в роли посредников, подобно тому, как эту роль сейчас играет Китай в восстановлении связей между Ираном и Саудовской Аравией, считает иранский эксперт.

«Однако, дело в том, что Турция и Россия, в отличие от Ирана, не воспринимают роль Израиля в Азербайджане, Зангезурский коридор и ситуацию на ирано-армянской границе как угрозу», - сказал он, добавив, что первым шагом будет понимание этих проблем.