Мир поборол эпидемию гриппа 1918-1920 годов. Это была одна из самых смертоносных эпидемий в истории, однако, период упадка уступил место десятилетию настоящей социальной революции, активизации финансовых рынков, новой музыки, искусства и моды. С наступлением 2021 года можно надеяться, что человечество ждет десятилетие социального и экономического прогресса, пишет Financial Times.
Прорыв в разработке нескольких эффективных вакцин против коронавируса приносит надежду, но действительно ли мир сможет преодолеть пандемию уже в 2021 году? Если это действительно произойдет, и не последнюю роль в этом играют усилия правительств стран по распространению программ вакцинации, то можно предположить, что мир ожидает «экономический взрыв», который может произойти только раз в столетие.
Нетрудно найти «экономические» причины, почему 2021 год может стать началом периода роста. Коронавирусный кризис стал редким видом экономических депрессий, вызванных умышленным сокращением производственных мощностей. Можно спрогнозировать, что правительства снимут все ограничения, как только станет безопасно. И спрос будет.
Даже несмотря на то, что многие люди потеряли работу, большинство из них начали хранить свои сбережения и не смогли потратить столько, сколько тратили раньше, ведь магазины и рестораны были закрыты, а развлечения и массовые празднования отменены. Оборотной стороной незапланированного роста сбережений домохозяйств является будущее желание потратить деньги. С окончанием пандемии большая часть этого «отложенного спроса» будет освобождена. Более того, политическая поддержка сильного роста спроса - государственного дефицита и чрезмерно свободной монетарной политики, вероятно, будет действовать еще долго.
Это не просто количественное дело перезагрузки активности и подъема покупок. То, на что люди будут тратить деньги, скорее всего, станет отражением новой эпохи.
Карантин непропорционально повлиял на более «гедонистический» спектр культуры потребления: люди меньше ходят в кафе и рестораны. Однако, если вакцинация поможет сформировать «коллективный иммунитет», это станет стимулом для открытия второго дыхания индустрии развлечений: люди будут активно устраивать вечеринки, чтобы компенсировать эпоху самоизоляции.
Такая оптимистичная уверенность является наиболее неуловимым компонентом экономического роста. Вера в хорошие времена может побудить потребителей делать больше покупок, а предприятия инвестировать в большие мощности, рабочих искать лучшие рабочие места - все это способствовало бы длительному периоду роста.
Это оптимистичный сценарий. Что же может пойти не так? Многие вещи могли бы спровоцировать «негативный сценарий», среди них паника политиков, которые рискуют остановить экономический бум еще до того, как он вступит в полную силу.
Например, в Великобритании двадцатые годы прошлого века не стали «чистым периодом роста» из-за пагубной монетарной политики. Преждевременное ужесточение монетарной политики является угрозой для нового периода экономического и социального прогресса.
Другой риск заключается в том, что развертывание программ вакцинации может столкнуться с проблемами или занять слишком много времени, или новые мутации сделают вирус «резистентным» к вакцинам. Мутация коронавируса может сделать людей еще более осторожными в своей социальной и экономической жизни.
Даже если пандемия будет побеждена, психологические рубцы от беспрецедентных событий прошлого года могут сделать людей слишком осторожными и консервативными. Однако наибольшее беспокойство вызывает то, что большая часть экономики и общества слишком сильно пострадала после пандемии.
Временные политические меры смогли предотвратить банкротство. Но многие компании все еще будут очень «глубоко под водой, чтобы вернуться живыми». Опять же, вне экономики лежит психология. Многие люди будут переживать потери близких людей и шок изоляции еще долгие годы, резюмирует издание.
Ранее журнал The Economist обещал, что 2021 год будет непредсказуемым. А Saxo Bank предложил собственную серию «шокирующих прогнозов». Но закончится ли пандемия в ближайшем будущем? Ответ на это дает британская газета The Guardian. В 2020 году привычный мир неожиданно стремительно и безжалостно стал другим. Пожалуй, ничего подобного не происходило со времен аварии на ЧАЭС. Самые обычные вещи — общение с близкими, свобода перемещения, посещение театра или кино — вдруг стали роскошью, изменили и форму, и содержание. О том, какие глобальные тенденции принесет 2021 год, читайте в статье Сергея Корсунского "Скучно не будет".