UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Зимова підтримка» за счёт сирот — государство с июля не платит большинству приёмных семей

Службы по делам детей рассказывают, что некоторые семьи приходят к ним и говорят: если ещё какое-то время денег не будет, то мы приведём и оставим детей здесь, потому что кормить их нечем.

В Украине существует несколько вариантов устройства ребёнка-сироты или лишённого родительского попечения. Кроме нежелательного интерната есть усыновление или альтернативные формы воспитания — опека, приёмные семьи, детские дома семейного типа (ДДСТ) и патронатные воспитатели. По состоянию на 2025 год таких патронатных семей 594, в них 1103 ребёнка, но этого недостаточно, отметила национальный программный директор международной благотворительной организации «SOS Детские городки Украина», председатель правления союза «Украинская сеть за права ребёнка» Дарья Касьянова  в интервью Алле Котляр для ZN.UA.

«В каждой громаде должно быть хотя бы две такие семьи, которые одновременно могут принимать до трёх детей. Но знаем случаи, когда в семью патронатных воспитателей устраивают одновременно по пять детей. Есть громады, где таких семей нет вообще», — рассказала Касьянова.

Председатель правления союза «Украинская сеть за права ребёнка» подчеркнула, что война не способствует появлению новых приёмных семей. По последним данным Государственной службы по делам детей, в Украине 1295 ДБСТ (где воспитываются 8734 ребёнка) и 2784 приёмные семьи (5307 детей соответственно). Под опекой находятся 442 407 детей в 31 819 семьях. Эксперт добавила, что по разным причинам сегодня закрывается больше приёмных семей, чем создаётся.

Читайте также: Выплаты на детей, над которыми установлена опека: кто может их оформить

«Согласно исследованию, которое недавно представила «SOS Детские городки Украина», под опекой, в приёмных семьях и ДБСТ потребности детей от рождения до шести лет обеспечены государственными средствами только на 51 %, от шести до восемнадцати — на 63 %. Это значит, что даже базовые потребности этих детей не закрыты, и родители-воспитатели вынуждены думать, чем их накормить. Они не могут обеспечить детям адекватного лечения при необходимости. Не могут купить им новую обувь, отправить на кружки. Иногда потому, что просто нет транспорта, а развезти одновременно от шести до десяти детей иначе физически невозможно», — подчеркнула Касьянова.

Национальный программный директор «SOS Детские городки Украина» указала, что экономические проблемы не являются определяющими. По её словам, большинство семей — люди с миссией, ценностные, которые принимают решение о ребёнке не из-за финансового вознаграждения. А потому, что в их жизни был какой-то опыт сиротства или кто-то из родителей воспитывался в интернате. Но таких людей не так много, как хотелось бы.

«И, конечно, минимальные выплаты, да ещё и большие задержки их после передачи этих выплат Пенсионному фонду — это проблема. Службы по делам детей рассказывают, что некоторые семьи приходят к ним и говорят: если ещё какое-то время денег не будет, то мы приведём и оставим детей здесь. Ну, потому что кормить их нечем. Задержки ужасные на самом деле. У очень многих семей — с июля. А есть такие, что не получают денег уже год. Мы спрашиваем в исследовании: за счёт чего они живут? Родственники помогают, берут в долг, что-то выращивают на своих огородах, воспитывая по десять детей, ещё и идут куда-то работать. Каждый выживает как может. Без лишней романтизации. Но так быть не должно. При этом мы знаем, сколько этих родителей обвиняют в том, что они наживаются на детях. Если бы дело было в финансах, то всех детей уже разобрали бы», — рассказала Касьянова.

Читайте также: Помощь для приемных родителей: что изменится с 1 января

На самом деле, обращает внимание эксперт, сумма, которую получают семьи, мизерная и не покрывает даже базовых потребностей. Не говоря уже о том, что ребёнка нужно собрать в школу и у него должен быть телефон и планшет или ноутбук для учёбы.

«Самый эффективный канал коммуникации и распространения информации о семейных формах воспитания — «сарафанное радио». И когда люди видят, что эти семьи живут в нищете, то это совсем не способствует появлению новых таких семей. Надеюсь, государство нас услышит и эти выплаты всё-таки будут увеличены, потому что это уже за гранью человеческого достоинства», — подчеркнула Касьянова, добавив, что если обещание главы Государственной службы по делам детей не будет выполнено и средства не будут перечислены приёмным семьям до конца текущего года, то они будут потеряны для этих семей.

Она напомнила, что сейчас базовые ежемесячные выплаты в приёмной семье для детей до шести лет составляют 6407 гривен, для детей от шести до восемнадцати лет — 7990 гривен, для лиц старше восемнадцати лет, продолжающих обучение, — 7570 гривен. По расчётам председателя правления союза «Украинская сеть за права ребёнка», их нужно повысить вдвое. Ведь речь идёт о детях с очень сложной историей.

Читайте также: Субсидия для детского дома семейного типа: может ли повлиять на назначение долги за коммуналку

«Я считаю, что нельзя сравнивать детей-сирот и лишённых родительского попечения с детьми в биологических семьях. Это травмированные дети, у которых куча проблем. И мы за это тоже ответственны, потому что вовремя не изъяли их из опасных биологических семей, потом поместили в интернатные учреждения, где они подвергались насилию и потеряли возможность получить нормальное качественное образование, своевременную медицинскую помощь и т.д. Соответственно, всё это потом переходит на приёмных родителей, которые должны это как-то наверстать. Это действительно сложная работа. И я считаю, что дополнительных 5 миллиардов гривен в год — вполне посильная сумма для государства, которое два года подряд выплачивает всем по тысяче гривен «Зимней поддержки», которая на самом деле ни на что не влияет. За эти 11 миллиардов гривен за два года можно было бы поддержать семейные формы воспитания и помочь этим детям и их семьям выйти из нищеты. Это была бы настоящая поддержка», — подчеркнула Касьянова.

Что касается недавнего указа президента Украины №859/2025 «О дополнительных мерах по защите прав детей в условиях вооружённой агрессии против Украины», эксперт считает его появление плохим знаком.

«Я не верю в указы, они декларативные и не работают. Нам не хватает реальных законов, например, о семейных формах воспитания или о деинституционализации, а также контроля над их выполнением. Законов много, но каждый использует только то, что его напрямую касается. А есть ещё немало нормативных актов, которые пересекаются друг с другом. При этом привычки читать и понимать законодательство у нас нет. И в каждой области один и тот же нормативный акт трактуют по-разному, когда это касается конкретного ребёнка или семьи», — заявила Касьянова.

Напомним, что, по словам председателя правления союза «Украинская сеть за права ребёнка», в начале декабря журналисты «Слідство.Інфо» опубликовали расследование о нарушении прав детей из интернатов Днепропетровской области, которых после начала полномасштабной войны эвакуировали в Турцию. Согласно результатам мониторинга, который и отразили журналисты в видео, дети не имели доступа к образованию и медицине, подвергались физическому и психологическому насилию и были вынуждены сниматься в промороликах для сбора денег. И это на самом деле реальность интернатных учреждений, которая не меняется от перемещения в Турцию или куда угодно ещё.