UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зеленский руками Венедиктовой разрушает достижения реформы прокуратуры – Рябошапка

По словам бывшего генпрокурора, действующий президент становится похожим на своего предшественника.

Президент Владимир Зеленский заверяет международных партнеров в поддержке реформы прокуратуры, но на деле руками главы Офиса генпрокурора Ирины Венедиктовой он уничтожает результаты, достигнутые в течение последних шести месяцев, отметил бывший генпрокурор Руслан Рябошапка в своей колонке в "Украинской правде". Экс-генпрокурор объяснил, как именно Венедиктова сводит на нет результаты реформы.

"Одной из крупнейших проблем президента Петра Порошенко было то, что он часто говорил неправду. Особенно обидно это было слышать от наших иностранных партнеров. К сожалению, в этом президент Зеленский начинает быть похожим на своего предшественника, повторяя его ошибки. Одним из таких примеров является отношение к реформе прокуратуры", - написал Рябошапка.

Он указал на то, что руками генпрокурора Ирины Венедиктовой, Зеленский уничтожает то, что было сделано в течение последних шести месяцев. Рябошапка обратил внимание, что при этом президент публично заявляет о поддержке реформы прокуратуры.

По словам экс-генпрокурора, очистки прокуратуры стало очень болезненным для бенефициаров неофициальных платных услуг, которые незаконно оказывали сотрудники прокуратуры. Поэтому они через Венедиктову начали искать возможности для возвращения старых прокуроров.

"Поскольку публичный отказ от продолжения реформы прокуратуры означает политическое самоубийство как для генпрокурора так и для президента, появились более экзотические варианты как вернуть "нужных" бывших прокуроров – создать апелляционные комиссии чтобы в ручном режиме просматривать решение об увольнении, идти на мировые соглашения с нужными экс-прокурорами, генпрокурор даже публично согласилась проигрывать судебные споры уволенным прокурорам. В конце концов, решили не заморачиваться законными процедурами и стали просто назначать "правильных людей" на должности в Офис генерального прокурора без предусмотренных законом конкурсного отбора или прохождения аттестации", - добавил Рябошапка.

Он добавил, что еще одной проблемой для руководителя ОГП стала необходимость назначить "правильных" людей на руководящие должности в Офисе генерального прокурора. Одно из достижений реформы заключалось в том, что такие назначения осуществлялись комиссией, в состав которой входили представители общественности и международных институтов. У них к тому же было право решающего голоса. Такая процедура позволяла сделать назначения на админдолжности прозрачными. А многих кандидатов комиссия отклонила.

По словам Рябошапки, Венедиктова исключила из комиссии общественность и международных партнеров как раз из-за того, что комиссия с их участием не пропускала "правильных людей". Вместо этого глава ОГП включила в комиссию подчиненных ей прокуроров.

"Таким образом, генеральным прокурором Зеленского уничтожаются основные идеи реформы президента Зеленского – очистить прокуратуру от случайных и "своих" людей, которые служат не обществу и закону, а тем, кому обязаны должностью. И в этом президент Зеленский уже ничем не отличается президента Порошенко, который так же руками своего генерального прокурора не дал возможности провести нужную Украине реформу прокуратуры в 2015-2016 годах", - добавил Рябошапка.

Читайте также: СБУ блокирует экспертизу, которая может приблизить наказание Коломойского за вывод средств из "Приватбанка" — Рябошапка

15 апреля Ирина Венедиктова издала приказ, которым исключила из аттестационной комиссии прокуроров, представителей общественности и международных партнеров. Теперь комиссия по отбору руководящего состава органов прокуратуры состоит из шести человек. Четверо из них – прокуроры, еще двое – представители высших учебных заведений. До нововведений Венедиктовой в состав комиссии входили три представителя прокуратуры и три эксперта, делегированные международными организациями, проектами международной технической помощи, дипломатическими миссиями.

Из-за нововведения Венедиктовой решение во время аттестации будут принимать подконтрольные прокуроры, а представители гражданского общества и международные партнеры фактически не будут иметь влияния на принятие решений.