Лидеры НАТО в прошлом месяце начали продвигать новый лозунг для Украины: «Поддерживать столько, сколько понадобится». Когда репортер попросил президента Джо Байдена объяснить, что это значит, он ответил: «Столько, сколько понадобится, чтобы Россия действительно не смогла победить Украину и выйти за ее пределы». Здесь следует отметить, что лидер США ни слова не сказал об украинской победе.
Западная стратегия состоит в том, чтобы оказывать Киеву достаточную военную помощь, чтобы он мог защищаться от российского наступления, а также бороться с уверенностью Владимира Путина в его способности победить на поле битвы или дождаться, когда у НАТО закончится горючее, пшеница и терпение. Достоверным результатом этого станет затяжной и кровавый тупик, который будет напоминать Западный фронт в 1915 году. Об этом в статье для Wall Street Journal пишет бригадный генерал Армии США в отставке Марк Киммит, занимавший в 2008-2009 годах должность помощника Госсекретаря по военно-политическим делам.
Он называет замечательными ежедневные анализы ситуации на поле битвы, которые публикует Институт исследования войны (ISW). В них очень тщательно отслеживаются все атаки и контратаки как украинских, так и российских сил. Оценки на оперативном уровне свидетельствуют, что эти бои хоть и поглощают большое количество материалов, нанося большие потери, дают каждой из сторон небольшой прогресс. Российская оккупация Северодонецка не стала прорывом. Она имеет меньшее стратегическое значение, чем захват Мариуполя. Украинское контрнаступление вблизи Харькова было важным для жителей города, но не изменило особо фактов на поле битвы.
Последние изменения в российских операциях свидетельствуют о том, что они перешли от маневренной к артиллерийской войне. Москва больше не полагается на современные молниеносные удары, как во время попыток атаковать Киев или на маневренные тактики в духе Второй мировой войны. Новая фаза полностью полагается на российское массивное преимущество в возможностях наносить артиллерийские и ракетные удары издалека. Украина использует недавно полученные от НАТО более точные системы с большим радиусом действия, чтобы сократить это российское преимущество. Ее войска обстреливают российские огневые позиции, склады боеприпасов и логистические центры. Пока Россия перегруппировывает свои войска после продолжительной битвы за Северодонецк, украинцы пополняют запасы нового оборудования и боеприпасов. Вместо того, чтобы победить маневрами, теперь цель – истощить врага. Владимир Путин и президент Владимир Зеленский одинаково пытаются исчерпать ресурсы другой стороны. И обещание НАТО бесконечно снабжать всем необходимым, чтобы компенсировать российское артиллерийское преимущество, скорее всего, приведет к формированию еще более статической линии фронта.
Концентрированный артиллерийский огонь, нацеленный на окопы, и статическая линия фронта были особыми чертами Западного фронта во времена Первой мировой войны. И в этом же направлении двигаются фронты сегодня. Хотя военная доктрина называет артиллерийские обстрелы «подавлением огня», их эффект очень значителен. Особенно он оказывает влияние на войска в окопах на линии столкновения. Шрапнель ранила и убила большое количество украинских солдат на передовой. Многие вернулись с фронта с контузией. Кроме того, автор отмечает, что постоянное пребывание под круглосуточными обстрелами деморализует военных.
Поэтому Зеленский просит предоставить его стране еще больше артиллерийских установок, еще больше РСЗО и еще больше боеприпасов, чтобы заставить российскую артиллерию замолчать, а также уничтожить логистические конвои и склады, из которых она получает снаряды. Это то, что, по мнению Украины, ей нужно, чтобы добиться паритета. И очень жаль, что реальные поставки не отвечают украинским запросам. Вряд ли Россия сможет выйти за пределы Донбасса. А украинская армия вряд ли сможет выгнать россиян из Луганской области. Скорее всего, появится статическая линия фронта и траншейные бои, как в период с 2014 по 2022 год.
Стратегия НАТО, нацеленная обеспечивать украинскую армию, «столько, сколько потребуется», означает, что эта фаза может стать длиннее и кровавее предыдущих. Число жертв среди гражданских и военных, скорее всего, увеличится. Еще больше инфраструктуры, которая окажется в радиусе действия артиллерии и ракет, будет уничтожаться. Потому что тактика истощения преследует цель не только ранить и убить, но и терроризировать и деморализовать. Северодонецк и Мариуполь напоминают Амьен в 1915 году, Берлин в 1945-м и Мосул в 2017-м.
Возможно, Путин остановится, если захватит весь Донбасс, или прекратит бои, когда Украина получит достаточно большое количество высокоточного оружия, чтобы уничтожать российские логистические центры и задушить российское наступление. Возможно, Запад не будет ограничивать свои поставки оружия и наконец даст Украине что-то, что поможет не только сдержать, но и разбить российские силы. Возможно, появится желание вести переговоры с ростом истощения войск. А возможно, НАТО устанет поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». Но пока Путин и Зеленский верят в свою победу или, по крайней мере, способность не проиграть, и пока они слушают своих генералов, а не дипломатов, будет длиться медленная, кровавая и долговременная война, которая будет напоминать Западный фронт 1915-1918 годов. Стратегия под лозунгом «Столько, сколько потребуется» может превратить Донбасс в Фландрийские поля 21 века.