После года полномасштабного вторжения России украинский министр финансов Сергей Марченко стабильно получает достаточную финансовую помощь от США и других международных союзников, чтобы украинское государство могло дальше функционировать. Но теперь он предстал перед новой задачей – развеять сомнения, связанные с коррупционной историей его страны.
Коррупционные скандалы в Минобороны Украины и других правительственных ведомствах усилили призывы в США ужесточить контроль над помощью, которую получает Киев. Все больше американских избирателей и политиков начинают скептически относиться к цене финансовой и военной поддержки страны, которая обороняется от вторжения России, пишет Wall Street Journal.
Члены наблюдательного комитета Палаты представителей от Республиканской партии в конце февраля обратились к администрации Джо Байдена с требованием предоставить больше информации о контроле за помощью, которую Киев получает за счет налогоплательщиков.
«Очень важно, чтобы государственные учреждения, распоряжающиеся этими средствами, проследили, чтобы их использовали по назначению, предотвращая и уменьшая риск растраты, мошенничества и злоупотреблений», – говорилось в письме республиканцев.
Неназванные конгрессмены сказали Wall Street Journal, что недавние коррупционные разоблачения в Украине подвергли сомнению заверения администрации Байдена в том, что помощь не стала жертвой взяточников. Президент Украины Владимир Зеленский недавно уволил ряд высокопоставленных чиновников после того, как журналистское расследование обнаружило, что Минобороны платит завышенную цену за продукты для армии. Издание отмечает, что это лишь один из многих скандалов, связанных с закупками. Увольнения показали, что Киев способен бороться с такими случаями, но также напомнили о давней украинской проблеме взяточничества.
Марченко сказал Wall Street Journal, что военная и бюджетная помощь от США и других стран внимательно отслеживается. Но он признал, что Украине также следует продемонстрировать прогресс в более широкой борьбе с коррупцией, чтобы сохранить доверие западных партнеров.
«Мы можем каждому показать, кто получил деньги от американских налогоплательщиков. Если говорить о деньгах наших международных партнеров, то их невозможно украсть. Но наши партнеры также хотят, чтобы ни одна гривня не была украдена из нашей собственной казны», – пояснил украинский министр.
Российское нападение разрушило украинскую экономику, которая в прошлом году сократилась на 30%. Киев использует свои налоговые поступления для оплаты нужд войны, а США, ЕС и другие доноры согласились помочь покрыть дефицит гражданского бюджета Киева.
Американская финансовая помощь привязана к конкретным расходам, согласованным американскими и украинскими чиновниками. 15,5 миллиарда долларов, которые были переданы до сих пор, пошли на выплату зарплат украинским учителям, медикам и спасателям, а также на поддержку почти двух миллионов вынужденных переселенцев и программ социальной помощи для уязвимых групп населения. Wall Street Journal отмечает, что пока не было ниодного случая нецелевого использования американской финансовой помощи. Однако плохая репутация Украины создает проблемы для поддержки страны, в то время как цена этих усилий растет.
Украина занимает 116-е место среди 180 стран в индексе восприятия коррупции Transparency International. В Европе только Россия занимает место пониже – 137-е. Глава киевского офиса Transparency International Андрей Боровик сказал Wall Street Journal, что коррупция в Украине особенно распространена в сфере государственных закупок, выдачи государственных разрешений и назначений, в приватизации и судебных процедурах. Страна добилась значительного прогресса в последнее десятилетие в борьбе с этими проблемами, в частности, используя цифровые технологии для повышения прозрачности правительственных действий. Но, по словам Боровика, Киев ждет еще долгий путь впереди.
По его мнению, американская помощь в военное время, скорее всего, хорошо защищена.
«Я не знаю, как кто-то мог бы украсть или манипулировать деньгами, которые идут на зарплаты государственным служащим», - сказал он, добавив, что американские чиновники могут это проверить, поскольку у каждого получающего зарплату есть имя и налоговый номер.
Марченко признает, что украинская более широкая проблема с коррупцией никуда не исчезла из-за битвы страны за выживание.
«Война – это не только смелые солдаты. Иногда это коррупция и жадность госслужащих и чиновников. Многие могут использовать войну в собственных интересах. Нам нужно убедить Конгресс и людей в США не только сигналами, но и действиями, что мы способны правильно обращаться с американской помощью», – сказал он.
Wall Street Journal объясняет, что выплаты США, которыми распоряжается Агентство США по международному развитию, в основном проходят через Всемирный банк, объединяющий эти средства с двусторонними взносами от других правительств. С сентября за использованием американской финансовой помощи также следят USAID и Deloitte Consulting.
Марченко сказал, что Украине необходимо 38 миллиардов долларов бюджетной помощи от международных партнеров в этом году. США пообещали выделить 10 миллиардов, а ЕС - еще 19 миллиардов долларов. Киев сейчас ведет переговоры с МВФ о программе займа, которая может помочь закрыть все остальные потребности. Западная финансовая помощь в этом году поступает более регулярно, чем в 2022 году, когда украинский Нацбанк был вынужден печатать деньги, чтобы удержать правительство на плаву. Сейчас украинская экономика стабилизировалась, хоть и на депрессивном уровне, выдержав российские попытки на протяжении зимы уничтожить энергетическую инфраструктуру страны.
Боровик из Transparency International считает, что усиление западного контроля над действиями правительства Украины полезно.
«Борьба с коррупцией в Украине похожа на бутерброд: нужно международное давление сверху и давление гражданского общества снизу. Именно так реформы и происходят», – сказал он.
Напомним, ранее ZN.UA обнародовало расследование по закупкам Минобороны продовольствия для армии. В материале говорится, что министерство подписало соглашение на 13 миллиардов с фирмой с уставным капиталом в тысячу гривен . То есть, МО во время войны заключило соглашение с фирмой – "прокладкой".
После нескольких заявлений об "информационной атаке" министр обороны Алексей Резников наконец-то заявил планы создать новую, "более гибкую" систему питания для ВСУ на фоне расследования по коррупционным закупкам у Минобороны. Однако на практике Минобороны решило скрыть цены на продукты питания во всех доступных контрактах и даже расходных накладных.