UA / RU
Поддержать ZN.ua

Washington Post: Как сломать российскую блокаду портов Украины?

Бывший главнокомандующий силами НАТО в Европе напомнил об американской операции в Персидском заливе, которая позволила разблокировать поставки нефти в 1980-х годах, это же можно сделать сейчас в Черном море.

Есть способ разблокировать порты Украины в Черном море для экспорта продовольствия. Во второй половине 1980-х годов Иран вел так называемую Танкерную войну против Ирака, пытаясь заблокировать важный Ормузский пролив. Бывший главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис вспоминает, что в те времена он служил на борту эсминца. Его команда получила специальную задачу в Персидском заливе.

Миру было нужно, чтоб поток нефти сохранился. Так что было принято довольно драматическое решение: сопровождать нефтяные танкеры под флагом США при входе и выходе в этой акватории. Об этом Ставридис пишет в статье для Washington Post.

Операция называлась "Эрнест Уилл". Она была в большинстве своем успешной и продолжалась с лета 1987 года до осени 1988-го. Ставридис объясняет, что слово «в основном» он употребил потому, что именно в этот период произошла трагедия – был сбит иранский пассажирский авиалайнер. 290 человек на борту погибли. Операция "Эрнест Вилл" помогла сохранить поток нефти на международные рынки и лишила иранскую сторону рычага влияния.

«Мой эсминец Valley Forge успешно выполнил задание. И миссия сыграла немаловажную роль для глобальной геополитики и энергетического обеспечения. Во времена, когда мир столкнулся с дефицитом продовольствия из-за незаконной российской блокады Украины, США и союзники должны рассмотреть аналогичный ответ», – считает Ставридис.

Читайте также: Блокада зерна в портах Одессы повлияет на 43 млн голодающих: Британия удваивает усилия по продподдержке

Украина обеспечивает значительную часть мирового экспорта пшеницы, подсолнечного масла и других критически важных аграрных продуктов. Действия России не просто нарушают международный закон, они могут спровоцировать голод на Ближнем Востоке и в Северной Африке. А эти регионы уже и так нестабильны.

Владимир Путин контролирует северную часть Черного моря потому, что его флот из более двух десятков боевых кораблей остается одним из самых мощных в регионе. На службе Черноморского флота РФ около 25 тысяч морских пехотинцев, 40 кораблей и 7 субмарин. Эти силы остаются очень мощными даже после того, как украинские ракеты уничтожили флагманский крейсер «Москва». Несмотря на то, что страны НАТО, такие как Турция, Румыния и Болгария имеют значительные силы в Черном море, у Украины фактически не осталось флота, который мог бы пробить российскую блокаду. Российские силы выстроились вдоль побережья, чтобы задушить украинскую экономику, не позволяя аргарной продукции добраться до рынков назначения.

Стратегия Москвы напоминает ту, которую войска Союза применили против агрерного Юга во время Гражданской войны в США. Ставридис убежден, что Путин использует рецепт времен Линкольна. И это оказывает ощутимый эффект. Теперь Москва предлагает переговоры, на которых она готова разблокировать экспорт зерна в обмен на отмену западных санкций. США и союзники на такие предложения не согласятся.

Это, по мнению Ставридиса, подводит к идее пробить блокаду, сопровождая торговые суда. Первый и наиболее очевидный вопрос: кто обеспечит это сопровождение? Операцию можно провести под эгидой ООН силами НАТО или коалиции стран, готовых выполнить потенциально провокационную и опасную миссию. По мнению бывшего главнокомандующего объединенными войсками НАТО в Европе, это, скорее всего, могут сделать США при потенциальной поддержке Британии и Франции, а также черноморских стран, таких как Турция, Румыния и Болгария. Вторым вызовом будет расчистить аваторию от мин. Потому что и украинские, и российские военные используют их, чтобы удержать под контролем море у украинского побережья. Для этого у НАТО есть значительный флот минных тральщиков.

Также потребуется сотрудничество с международными торговыми организациями, занимающимися перевозкой, а также продажей зерна и других продуктов. Среди них Международная морская организация, базирующаяся в Лондоне. Организация входит в структуру ООН и сыграла схожую роль в организации международной реакции на пиратство у побережья Африки. Также некоторые торговые суда придется перевести под флаги тех стран, которые будут участвовать в сделках по разблокированию Черного моря.

Читайте также: США и Великобритания не будут снимать санкции из России в обмен на деблокаду украинских портов

Ставридис отмечает, что нужно будет уведомить Россию о планах. Следует позаботиться, чтобы Москва четко понимала, что коалиция не потерпит любое вмешательство, но в то же время не желает вступать в бой с Черноморским флотом РФ. Москва, скорее всего, будет возмущаться и создавать шум, но она вряд ли отважится атаковать корабли НАТО в международных водах. Но если Россия сделает что-нибудь глупое, она столкнется с пропорциональным применением силы.

Ставридис отмечает, что демократические союзники должны рассмотреть подход в стиле операции "Эрнест Уилл". Просто разрешать Путину делать в море все, что ему вздумается, больше нельзя.