В истории есть моменты, которые кажутся столь же критическими для мира, сколь и ужасающими, пишет Тамер Факахани, заместитель директора Associated Press по координации глобальных новостей.
"Мы находимся в фазе эскалации, и Россия сейчас стоит перед рядом более экстремальных решений, чем раньше", — сказал Найджел Гоулд-Дэвис, бывший посол Великобритании в Беларуси.
Гоулд-Дэвис, старший научный сотрудник по России и Евразии Международного института стратегических исследований, сказал, что попытки России выиграть войну более умеренными средствами провалились, и теперь Путину приходится увеличивать "диапазон и суровость мер", которые принимает Россия, включая аннексию и ядерные угрозы.
Даже когда Москва аннексировала четыре украинских региона, что не будет признано подавляющим большинством стран мира, десятки тысяч российских мужчин, призванных на войну, бежали из России.
Бывший кремлевский спичрайтер, ставший политическим аналитиком, Аббас Галлямов в пятницу связал отступления России в войне с аннексией.
"Это выглядит как попытка как-то отреагировать, и выглядит довольно жалко. Украинцы что-то делают, предпринимают шаги в реальном материальном мире, а Кремль строит какую-то виртуальную реальность", — сказал он.
Путиным движут годы унижения от Запада после распада Советского Союза. А тот факт, что предыдущие кровопролития и зверства, совершенные в Чечне и Сирии, не получили должной оценки международного сообщества, похоже, дал Путину убеждение, что у него есть карт-бланш на восстановление имперской России. Но дело обстоит несколько иначе.
Миллиарды долларов американской и европейской военной помощи помогают высокомотивированным украинским силам освобождать территории в войне на фоне четких сигналов из Вашингтона о том, что "катастрофические последствия" последуют за любым применением Москвой неконвенционального оружия.
В такой день, как пятница, 30 сентября, когда война России в Украине вступает в еще более опасную фазу, вопрос остается открытым: не надвигается ли более масштабная война с разрушительными последствиями для мира, возможно, не виданная с 1939-1945 годов?
Только в этом веке: теракты 11 сентября 2001 года; война США против Ирака Саддама Хусейна "шок и трепет" два года спустя; пандемия коронавируса в 2020 году убила миллионы людей и перевернула жизнь. И вот, и совсем недавно, 24 февраля, вторжение России в Украину, вернувшее разрушительную войну в Европу.
Пятница 30-го показалась одним из таких переломных моментов, когда президент России Владимир Путин подписал документы о незаконной аннексии значительной части восточной и южной Украины, как это было сделано с Крымом в 2014 году.
И снова, когда ужас японских Хиросимы и Нагасаки выжжен на коллективном сознании человечества, мир размышляет о возможном применении ядерного оружия.
После ряда унизительных неудач на поле боя Путин дал понять, что любое нападение на недавно аннексированные регионы будет расценено как нападение на Россию. Он будет использовать любые средства, имеющиеся в его огромном арсенале — кивок на ядерное оружие был едва завуалирован.