Длительная дискуссия в Верховной Раде по поводу перспектив санаторных школ-интернатов сегодня закончилась в пользу учреждений. На внеочередном заседании ВР 13 июля за законопроект №3719 о внесении изменений в Закон «О полном общем среднем образовании» по расширению возможностей для трансформации образовательной сети проголосовали 329 депутатов. Это означает, что санаторные школы не будут закрыты, как то было предусмотрено Законом ранее, и как того добивались противники этих учреждений, считая, что условия воспитания и услуги, предоставляемые в них, на самом деле детям только вредят.
«Сегодня санаторным школам-интернатам дали вторую жизнь, отменив норму закона о том, что с 1 сентября им запрещено набирать детей в первые классы, - говорит эксперт по защите прав ребенка Людмила Волынец. – Я не сторонница школ-интернатов, но я против того, как намереваются реализовывать деинституализацию – просто ликвидируя учреждения и говоря о том, что до тех пор, пока существуют учреждения, всегда найдутся дети, которых туда устроят. В санаторных школах-интернатах сегодня – около 15 тысяч детей. Из них у 7 тысяч – родителей фактически нет. Что делать с ними? Куда девать их при том, что необходимые услуги не созданы?
Суть процесса деинституализации, на мой взгляд, - это конкуренция услуг по качеству, а не ликвидация одного из тех, кто их предоставляет. Создание по месту проживания семьи услуг нового качества и достаточного объема для ребенка, которая до деинституализации могла такую услугу получить только в школе-интернате. Не будет услуги в громаде – будут интернатные учреждения. В том числе и под вывеской «не интернат».
Принятые сегодня изменения обязуют учредителей «санаторных школ (санаторных школ-интернатов) изменить тип таких учреждений образования на один из типов учреждений общего среднего образования, предусмотренные Законом, или прекратить такие учреждения путем их организации или ликвидации».
На самом деле санаторные школы-интернаты, как это бывало уже не раз, всего лишь изменят вывеску, сохранив при этом свою суть. Количество лицеев на базе интернатов, например, в Днепропетровской области уже стремительно растет. «Просматривая решения сессий на сайте областного совета, - пишет на странице в Фейсбук региональный директор организации «Надежда и жилье для детей» Галина Постолюк, - мы наткнулись на решение от 5 июня под номером 611. По этому решению 5 учебно-реабилитационных центров превращаются в специальные школы (пока неизвестно, с какой целью), а все 7 санаторных школ-интернатов – в лицеи с громкими названиями… Не спрашивайте, какое профильное образование эти лицеи будут обеспечивать, как и о том, была ли проведена предварительная оценка относительно целесообразности и состоятельности».
«Санаторные школы-интернаты – это не те учреждения, которые предоставляют детям медицинскую либо уникальную образовательную услуги, - утверждает национальный программный директор «СОС. Дитячі містечка Україна» и глава правления «Української мережі за права дитини» Дарья Касьянова. -- Как правило, дети находятся там по социальным причинам. Эти учреждения наполняются искусственно, и никакой смысловой роли не несут. Кроме того, что по сути это – скрытое сиротство. Семьи в сложных жизненных обстоятельствах отправляют детей в санаторную школу-интернат, где они могут находиться до 9 месяцев, но на самом деле живут там годами.
Это как раз те интернатные учреждения, от которых можно было безболезненно отказаться.
У меня есть информация о том, что интернаты и родители завалили депутаты письмами с просьбами спасти интернаты и детей. Но, я думаю, к концу лета после проведения мониторинга в пяти областях мы увидим реальные причины, по которым дети находятся в интернате. Моя гипотеза -- дети находятся там, потому что так удобно родителям и сотрудникам интернатов. Нет там таких услуг, которые заставляют родителей на годы отдавать детей в интернатные учреждения за сотни километров от дома. Если не закрывать такие учреждения, то средства для развития услуг, в которых действительно нуждаются дети, не появятся».
Как сообщалось, в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №3808 "О внесении изменений в Закон Украины "О среднем образовании" (относительно согласования отдельных положений законодательства)". В частности, документ предлагает отменить ограничения о том, что получить полное среднее общее образование можно лишь "один раз в жизни".