Кабинет министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины о развитии индивидуальных образовательных траекторий и совершенствовании образовательного процесса в высшем образовании» №10177, предусматривающий расширение возможностей в формировании индивидуальных образовательных траекторий при получении высшего образования и увеличении автономии заведений высшего образования в разработке и реализации образовательных программ.
Как отметил в Facebook министр образования и науки Оксен Лисовый, законопроект позволит трансформировать высшее образование в Украине и приблизить его стандарты к европейским.
«Изменения в системе высшего образования давно назрели. Об этом говорят студенты и преподаватели, руководители высших заведений и работодатели. Мы видим это на примере украинцев, получивших высшее образование, но никогда не работавших по специальности. Потому что ошиблись в выборе образования или вообще в нем не нуждались. Другие же после окончания высшего образования вынуждены были получать еще какое-то неформальное образование, чтобы в конце концов получить профессию и найти работу», - отметил он.
Лисовый отметил, что ключевыми в законопроекте предусмотрены следующие моменты:
У студентов-контрактников появится возможность регулировать сроки обучения. Студенты смогут управлять своей годовой нагрузкой в пределах 30-80 кредитов ЕКТС в год, то есть завершить бакалаврскую программу за 3, 4, 5 или 6 лет. Это создаст больше возможностей для свободы студентов.
При преподавании степени бакалавра университеты смогут создать междисциплинарные программы – когда в рамках одной отрасли изучаются несколько специальностей. Студент поступает на отрасль и после прохождения двух курсов (или 60-120 кредитов ЕКТС) может выбрать специальность в рамках этой отрасли для дальнейшего обучения.
Заочная и вечерняя формы получения образования будут заменены на дистанционную, не требующую регламентации. С 2024 года заочной формы обучения не будет, а новые поступающие будут выбирать либо дневную, либо дистанционную формы получения образования. В то же время студенты, которые учатся на заочной и вечерней формах, смогут завершить свое обучение.
Также будет изменена система выбора дополнительных дисциплин. Специальности будут поделены на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых студенты будут изучать меньше произвольных курсов, а вот обучение на нерегулируемых больше будет формироваться по выбору студента.
Лисовый отметил, что Минобразования готово к обсуждениям законопроекта, объяснениям новых норм и проведению дискуссий.
«Да, любые системные изменения могут вызвать беспокойство или даже страх, потому что так всегда было. Но без изменения правил игры мы не получим результат, отличный от того, какой у нас сегодня», - добавил он.
Вынужденные паузы в учебе, поврежденные и разрушенные школы, блекауты, невозможность организовать очные занятия в некоторых регионах – все это влияет на образование в стране и влечет за собой образовательные потери. А образовательный кризис в свою очередь влияет на благосостояние всего общества, в том числе экономическое. Сама по себе ситуация не разрешится. Украине нужны целевые меры, направленные на решение проблемы. Об этом – в статье Анны Сидорук "Как Украине преодолевать образовательные потери".