UA / RU
Поддержать ZN.ua

В НСЗУ рассказали о планах усилить систему мониторинга: где возьмут людей и деньги

В первом квартале этого года Службу должны пополнить 110 новых сотрудников, 75 из них будут заниматься мониторингом.

Может ли Национальная служба здоровья Украины, укомплектованная всего на 30%, выполнять функции, возложенные на нее реформой здравоохранения, в полном объеме и качественно? Решит ли этот вопрос добор сотрудников при сохранении предыдущего фонда оплаты труда?

Ответ на этот вопрос редактор отдела «Социум» ZN.UA Алла Котляр искала в разговоре с главой НСЗУ Наталией Гусак «Пациент может выбирать, куда идти – туда, где хороший врач, или туда, где он получит полностью бесплатные медпомощь и лекарства».

Речь идет не только о контрактовании и расчетах, хотя и это сейчас часто удается сверхусилиями и работой без выходных. Но и о развитии электронной системы здравоохранения (ЭСОЗ) и защите прав пациента, на жалобы которого сейчас НСЗУ часто просто физически не в состоянии реагировать.

В мире подобные учреждения имеют финансирование 1–3% от суммы бюджета, распорядителями которого являются, отечественная НСЗУ – менее 0,3%. Между тем это уникальная структура, в которой все завязано на диджитализации. Айтишники, аналитики, разработчики – специалисты дорогие. Уже сегодня видны проблемы несвоевременного заключения договоров, выставления счетов, ошибки по счетам, сбои в работе электронной системы.

Этот вопрос Гусак, по ее словам, собирается решать путем добора новых людей: 110 сотрудников в течение первого квартала этого года, 75 из которых должны войти в состав территориальных подразделений и усилить систему мониторинга НСЗУ. Остальные будут работать в департаментах, имеющих отношение к информатизации процессов, поддержке ЭСОЗ.

Цель второго квартала – быстро обучить новых сотрудников всем процессам через внутренний институт наставничества, отмечает собеседница.

При этом Наталия Гусак признает существующие риски, поскольку после добора фонд оплаты труда будет разделяться на большее количество сотрудников.

«Мы по-другому будем рассматривать все процессы, и мотивировать кадровые ресурсы в НСЗУ, чтобы иметь возможность добрать упомянутое количество людей, и вместе с тем ни в одном процессе не терять качество из-за возможного уменьшения той оплаты труда, которая существовала за последние два года», – заявляет она.

Руководитель Службы отмечает, что НСЗУ не уникальна. Вся ее деятельность, как и любых других органов госвласти, регламентируется в соответствии с действующим законодательством. В том числе и финансирование.

«Не все ценные кадры мотивируются только оплатой труда. Я работаю два месяца и вижу, что люди, очень неплохо мотивированные зарплатой, уходят. Либо по семейным обстоятельствам, либо потому, что получили лучшие предложения, либо просто по какому-то внутреннему выгоранию, когда нужно сменить род деятельности. Поэтому когда манипулятивно говорят, что люди мотивированы только зарплатой, и если не будет ее соответствующего уровня, то они уйдут со службы, это не всегда так. Для смены работы есть разные причины», - отмечает Гусак.

Для сравнения: зарплаты специалистов в ГП «Электронное здоровье» Минздрава, являющегося администратором центральной базы, – 2000-3500 тысяч долларов. Финансирование производится за счет средств от НСЗУ.

Мониторинг – это направление с высокими коррупционными рисками. Какими должны быть предохранители, чтобы мониторинговая служба не превратилась в еще одну «налоговую», при том что зарплаты сотрудников будут далеки от рыночных?

Отвечая на этот вопрос, Наталия Гусак отметила:

«На самом деле с точки зрения наличия коррупционных рисков можно рассматривать любую проверку или мониторинг. Если по результатам мониторинга начисляешь финансовую санкцию в 20 млн грн, то какой процент этих денег должен пойти в зарплату, чтобы это удержало тебя от коррупционных рисков? Я бы говорила здесь не об оплате труда, а о том, что человек, который должен делать эту работу, должен быть защищен прежде всего юридически в части формализации всех процессов».

По словам Гусак, сейчас идет процесс подготовки к тому, чтобы наконец описать и юридически закрепить все процессы так, чтобы защитить каждого сотрудника от возможного коррупционного риска и от возможных претензий, почему он действовала так или иначе при проведении мониторинга. Чтобы возможности выписывать выводы субъективно не было.

Читайте также: Требование от пациентов оплаты за услуги из гарантированного пакета было необоснованным — Гусак

О мнении главы НСЗУ относительно повышения зарплат медперсонала можно прочитать в интервью Алле Котляр «Глава НСЗУ Наталия Гусак: «Пациент может выбирать, куда идти – туда, где хороший врач, или туда, где он получит полностью бесплатные медпомощь и лекарства».