UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Минсоцполитики провалили проект модернизации системы соцподдержки – результаты аудита

На реализацию проекта Всемирный банк предоставил Минсоцполитики в 2014 году 300 миллионов долларов кредита.

Счетная палата, недавно проводившая очередной аудит эффективности проекта Минсоцполитики "Модернизация системы социальной поддержки населения Украины" пришла к выводу, что основной цели проект не достиг (до его завершения осталось 4,5 месяца), а громоздкая система социальной помощи и социальных услуг усовершенствована не была. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет редактор отдела социум Алла Котляр.

"Проект состоит из трех частей. Первая – "Усовершенствование предоставления социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения". По ней в общий фонд госбюджета на 1 января 2020 года поступило 135 из предусмотренных 200 млн дол. (67,5%), поскольку было выполнено лишь 10 из 17 индикаторов. При этом шесть из семи недостигнутых просрочены. Эта часть касалась по большей части законодательной базы", - пишет журналистка.

По ее словам, слабый менеджмент в управлении проектом и организационные недочеты привели к тому, что по второй и третьей частям проекта (инвестиции на поддержку укрепления институционной состоятельности администрирования социальной помощи и соцуслуг, а также на поддержку детей-сирот и лишенных родительской опеки, детей с инвалидностью и социально уязвимых семей в четырех выбранных регионах) на 1 января 2020-го использовано лишь 24,3% от суммы кредита на эти цели (24,1 из 99,25 млн дол.).

"Все мероприятия проекта выполнялись крайне непоследовательно, с серьезными задержками. Большинство из них так и не закончено, отдельные – отменены, а их результаты могут быть использованы лишь частично", - анализирует результаты аудита Счетной палаты автор.

Отмечается, что информационно-аналитическая система социальной защиты Е-Soсial, так называемый реестр льготников, которая должна была обеспечить эффективность управления социальной сферой, на сегодняшний день так и не создана. На всех этапах – от проведения закупок и заключения договоров до контроля за их надлежащим выполнением – Минсоцполитики не обеспечило оперативных и обоснованных мер для ее создания.

"Этим и некоторыми другими компонентами проекта еще с 2017 года интересуются правоохранительные органы. Однако до сих пор не слышно, чтобы кто-то был привлечен к ответственности. Разговоров о проекте высокие чиновники стараются избегать, соглашаясь при этом с тем, что его средства используются неэффективно", - говорится в материале.

Согласно результатам аудита, компьютерное оборудование и мебель на сумму 31,2 млн грн в половину центров предоставления соцуслуг в формате "Прозрачный офис" было поставлено до окончания ремонтных работ. Что привело к непродуктивному использованию средств займа – все это теперь ветшает на складах.

"Консультанты по координации и управлению проектом – история отдельная. Нарушения при проведении закупок, их сроков, неэффективное управление средствами, отсутствие четкого видения у Минсоцполитки мероприятий по внедрению проекта… При этом оплата услуг консультантов, сопровождавших их выполнение, независимо от достигнутых/не достигнутых результатов, осуществлялась регулярно. На это было использовано 808,1 тыс дол. Из них 44,2% – в 2018-м и 2019-м годах. Хотя задачи консультантов, сопровождавших так и не созданную систему E-Social, фактически дублировали задачи персонала министерства и друг друга, в конце 2019 года их количество увеличилось до пяти человек, а в январе-феврале 2020-го – до девяти", - отмечает Котляр.

Несмотря на то, что Государственная социальная служба Украины была создана еще в декабре 2018 года, она так ине заработала. В свою очередь, реформа института государственных социальных инспекторов не завершена.

"Стимулирующие механизмы к трудоустройству и экономической независимости малообеспеченных семей пилотного проекта "Рука помощи", завершившегося год назад, в масштабах страны не имплементированы (законопроект 2494 ВР не приняла). Из четырех пилотных регионов только в Тернопольской области мероприятия по поддержке детей-сирот и лишенных родительской опеки можно назвать условно успешными. В целом на развитие семейных форм опеки с начала проекта было использовано 77,7 млн грн (3 млн дол.), но разработано лишь 12 из 42 планов трансформации интернатных учреждений для пилотных регионов. При этом ни один интернат реформирован не был", - пишет Котляр.

Она также отмечает, что еще в январе-феврале 2020 года Минсоцполитики в одностороннем порядке расторгло три незавершенных договора, по которым, при отсутствии внедренных планов транформации, уже выплачено 56,1 млн грн (2,1 млн дол.).

"Проект "Модернизация системы социальной поддержки населения Украины" в исполнении Минсоцполитики – это издевательство над украинским обществом и нашими международными партнерами. Цинично, неэффективно, с признаками криминала в деятельности по отдельным компонентам. И такой проект, увы, не один…", - цитирует автор замглавы Счетной палаты Андрея Майснера.

Между тем, "Модернизация системы социальной поддержки населения Украины" (2014-2020 гг, 300 млн дол.) – третий совместный проект Минсоцполитики и Всемирного банка на аналогичные цели. В рамках двух предыдущих проектов – "Фонд социальных инвестиций (2002-2006 гг., 50 млн дол.) и "Усовершенствование системы социальной помощи" (2006-2008 гг, 100 млн дол.) – на мероприятия по разработке техобеспечения и внедрения E-Social уже было потрачено 52 млн дол. Формально система E-Social была создана еще в 2012 году. Однако по факту в эксплуатацию введена так и не была. Ее разработчик НПП "Медирент" был в фаворе у тогдашних руководителей министерства, и неоднократно фигурировал в расследованиях "Наші гроші".

Читайте также: Первого инфицированного Covid-2019 обнаружили на Гибралтаре

При этом аудитом Счетной палаты по расчетам подтверждено наличие только 8% материальных ценностей, приобретенных в рамках предыдущего проекта Всемирного банка в 2012 году на сумму 52 млн дол. (включая уже устаревшее оборудование и стандартное программное обеспечение почти на 35 млн дол.). Как используются материальные ценности, переданные УТСЗНам, министерство не отслеживало. То есть государственное имущество находится под риском утери, хищения и злоупотреблений. Вопрос его дальнейшего использования окончательно не решен. Подробнее - в статье Аллы Котляр "Вечный кредит, Или как Украина за деньги Всемирного банка систему социальной защиты реформирует"