UA / RU
Поддержать ZN.ua

В интернатах на оккупированной территории остаются около шести тысяч украинцев – правозащитники

Эвакуацию людей, находящихся под контролем государства, переложили на местные администрации, у которых не хватает ресурса и полномочий.

Около шести тысяч украинцев остаются в интернатах на временно оккупированной или окруженной российскими войсками территории, это минимум 42 учреждения, сообщает ZMINA со ссылкой на координатора проектов Украинского Хельсинского союза по правам человека Маргариту Тарасову.

Все эти учреждения работают, несмотря на опасность, помогают волонтеры. Это гериатрические, психоневрологические, социальные интернаты, дома для людей с инвалидностью.

Данные о количестве интернатных учреждений под оккупацией собирает группа правозащитников, работающих над вопросами соблюдения прав человека в таких заведениях.

По состоянию на 25 марта, больше всего таких заведений было в Херсонской области – не менее десяти. Пока из области не эвакуировали ни одно учреждение. В Черниговской, Луганской, Харьковской и Сумской областях таких заведений минимум по шесть. Часть интернатов остаются в опасности также в Киевской, Запорожской и Николаевской областях.

В то же время, по оценкам правозащитников, с фактически оккупированных или заблокированных территорий эвакуированы почти все детские дома-интернаты, некоторые – за границу.

Ответственность за эвакуацию учреждений фактически возложили на местные органы власти, которые могут перевозить людей только в пределах области, у них очень ограниченные ресурсы для того, чтобы организовывать эвакуацию в столь сложных обстоятельствах, рассказывает представительница Экспертного центра по правам человека Елена Темченко.

«Эвакуацию людей, которые находятся под контролем государства, должны обеспечить органы государственной власти. Совершенно безответственно переводить это на местные администрации. Сейчас этим фактически вынуждены заниматься областные администрации или директора заведений самостоятельно. Впрочем, если бы все было сделано вовремя, смертей в разрушенных интернатах можно было бы избежать», - отмечает правозащитница.

Усложняет работу и отсутствие доступа к информации о заведениях: местами с администрацией интернатов потеряна связь, и понять, что происходит, бывает тяжело.

«Очень спорная информация попадает в СМИ и в ответственные органы. Как пример – один из интернатов в Киевской области, который, по сообщениям, то захватывался, то освобождался российскими военными. По факту интернат ни захватывался, ни освобождался, но был заблокирован из-за активных боевых действий и невозможности добраться до него. В то же время, ответственные органы власти были уверены, что интернат в безопасности», - приводит пример Тарасова.

Правозащитники призывают ответственные министерства и ведомства провести оценку ситуации с интернатами и как можно быстрее организовать эвакуацию там, где это возможно.

Читайте также: Российские войска расстреляли из танка дом престарелых в Кременной

Пожилым людям тяжелее всего. В их угасающей жизни – высочайшая мудрость и драма беспомощного одиночества посреди войны. От их глаз хочется спрятаться… Уже только потому, что у них меньше шансов и времени продраться к свету сквозь этот ужас. Но не спрятаться, протянуть руку означает разделить с ними их невыносимую боль... Как спасали от войны и безразличия одиноких стариков под Киевом, читайте в статье Аллы Еременко ««Зачем вы их забрали?» Записки растерянного волонтера» в ZN.UA.