Установленный профильным законом порядок назначения руководителя Государственного бюро расследований (ГБР) является неконституционным, поскольку назначение директора бюро президентом Украины не прописано среди президентских полномочий, определенных в Конституции Украины.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет экс-первый заместитель председателя Службы безопасности Украины Виктор Трепак. По его словам, данную проблему упорно не замечабт ни законодатели, ни политики, ни эксперты-реформаторы.
"Речь идет о том, что законом установлен неконституционный порядок назначения руководителя ГБР. Так, в ч.1 ст. 11 закона "О государственном бюро расследований" предусмотрено, что директор ГБР назначается на должность президентом по представлению премьер-министра в соответствии с представлением конкурсной комиссии. В то же время Конституция, которая определяет исчерпывающий перечень полномочий президента (ст. 106), не наделяет его правом назначать директора ГБР", – говорится встатье.
Трепак указывает, что назначая главу бюро, президент будет действовать запределами своих конституционных полномочий. Его указ о назначении директора ГБР априори будет иметь неконституционный характер.
"Назначение неконституционным способом директора ГБР в целом ставит под сомнение легитимность как процедуры формирования этого органа, так и результатов его деятельности, в том числе в части расследования преступлений, отнесенных к подследственности ГБР. А это преступления, совершенные высшими должностными лицами государства, судьями, работниками правоохранительных органов, в том числе НАБУ и САП", – подчеркивает Трепак.
Назначение главы ГБР президентом, по словам автора, предоставит основания для оспаривания его действий и решений. На этапе досудебного расследования дела подобное оспаривание может осуществляться в порядке административного и уголовного производства. После вынесения судебного приговора заинтересованные лица смогут использовать с этой целью новосозданный институт конституционной жалобы.
"Таким образом, один неконституционный акт о назначении директора ГБР повлечет за собой целую цепь правовых негативных последствий, которые существенно скажутся на деятельности этого органа", - констатирует специалист.
По словам Трепака, несоответствие профильного закона Конституции было очевидным еще на этапе его утверждения в Раде. Тогда юридическое управление парламента дважды предостерегало, что проект закона предлагает наделить президента и парламент неконституционными полномочиями, хотя речь тогда шла о несоответствии Конституции прописанного законом делегирования ними своих представителей в конкурсную комиссию по отбору сотрудников бюро.
"Более существенного несоответствия Конституции, которое присуще порядку назначения директора ГБР, парламентские юристы почему-то не заметили. Хотя, скорее всего, заметили (потому что это просто невозможно не заметить), но увиденное просто не нашло своего отражения в юридическом заключении. Так в нашей Верховной Раде бывает, особенно когда речь идет о продвижении важного закона, который касается перераспределения властных полномочий или наделения новыми", – заключает он.
Подробнее о соответствии закона "О государственном бюро расследований" положениям Конституции Украины читайте в статье Виктора Трепака "Нелегитимное ГБР: за шаг до запуска" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".