UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Укравтодор" разрешает некоторым компаниям переплачивать миллиарды на ровном месте – Bihus.info

В новом расследовании говрится о том, что около 17 млрд грн из тех, что выделены на дороги, будут потрачены не по назначению.

В прошлом году президент Владимир Зеленский объявил о плане построить по всей Украине качественные дороги. С того момента он время от времени напоминал, что этот вопрос у него в приоритете. Так, в этом году на ремонт дорог выделили 85 млрд гривень. Однако, около 20% указанной суммы, что равно 17 млрд грн просто исчезнут, говорится в расследовании Марины Анисифоровой для Bihus.info. Отмечено, что это та наценка, которую участники тендеров сбивают, если торгуются. Однако, часто этого не происходит.

Основной составляющей любого дорожного ремонта является асфальтобетон, который состоит из асфальтобетонной смеси, битума и минеральных материалов. При этом, 50-60% цены любого тендера на ремонт дорог - это цена на асфальтобетон. То есть, из 85 млрд гривень, выделенных в этом году, на асфальтобетон должны уйти минимум 42 млрд.

На тендерах по ремонту дорог цену устанавливает "Укравтодор". Ответственность за цену асфальтобетона в документах лежит как раз на Госагенстве автодорог. При желании "Укравтодор" всегда может изменить цену. Однако на сайте Prozorro госагентство чаще всего не указывает данные о том, по какой цене компании могут закупать асфальт на миллиардных тендерах.

При этом разработана некая схема по допуску компаний к тендерам. А под правила подходят "избранные" компании. Более того, советник главы "Укравтодора", который, по данным журналистов, и разрабатывал правила тендеров, за деньги консультирует компании, как их выигрывать. В то же время небольшие компании не могут выиграть в подобных тендерах из-за новых правил.

Так, за последние два года третью часть всех подрядов "Укравтодора" по ремонту дорог получили три компании. В частности, это турецкая компания "Онур", которую посоветовал сам Зеленский, сумское предприятие "Автомагистралть-Юг" и компания "Ростдорстрой", которую связывают с городским главой Одессы Геннадием Трухановым.

К примеру, "Автомагистраль - Юг" в прошлом году выиграл тендер на строительство дороги государственного значения Киев-Сумы-Юнаковка. В апреле начался ремонт дороги, а уже в декабре компания получила очередной подряд на эту же трасу. Для выполнения работ "Автомагистраль - Юг" закупила щебеночно-мастичный асфальтобетон, которым покрывают верхний слой дороги. В сметах "Укравтодор" указал, что тонна такого бетона для сумской компании стоит 2 930 гривень. Однако, в январе этого года в документах для хмельницкой компании ДСУ-56 за такой же бетон стояла цена 2 393 гривень за тонну.

То есть для двух разных компаний один и тот же бетон "Укравтодор" оценил по-разному. Разница составила более 20%. В деньгах эта сумма равна 24 млн гривень.

Это только на одном виде асфальтобетонной смеси, а их закупают много. Ведь закупка асфальтобетона, за который некоторые компании так много переплачивают, - это больше половины строительства любой дороги.

В то же время, глава Национальной ассоциации дорожников Украины Тарас Старицкий, отвечая на вопрос журналистки, добавил, что не считает, будто "Укравтодор" избирательно относится к компаниям.

Более того, формально, нет никаких объяснений тому, почему крупным дорожным компаниям позволяют переплачивать миллионы гривень. При этом, по данным журналистов, переплаты чаще всего оседают у посредников. Так для примера, мелкозернистый асфальт в сентябре прошлого года компания "Ростдорстрой" купила у посредника за 2 815 гривень за тонну, а посредник компания "СКВО" - за 1 536 гривень. В то же время, то самый "Онур" покупал щебень в среднем за 1 тыс. гривень за тонну у турецкой компании. А та в свою очередь платила за него всего 450 гривень.

После того, как сюжет о махинациях "Укравтодора" опубликовали, глава госагентства Александр Кубраков в собственном видео заявил о том, что против них часть рынка якобы решила объявить информационную войну из-за "наведения порядка".

В свою очередь редактор и ведущий Денис Бигус отметил, что в видео Кубраков так и не ответил, по сути, по переплатам за ремонт дорог. Вместо этого, глава "Укравтодора" обвинил журналистов в том, что:

- расследование его деятельности якобы выгодно руководителю Украинской дорожной ассоциации Артему Гриненко. Кубраков даже опубликовал аудиозаписи, которые, по его мнению, должны это подтвердить;

- Гриненко якобы знал о подготовке этого расследования;

- Гриненко якобы влияет на то, что появляется в эфире программы.

В частности, Бигус объяснил, что о выходе сюжета знали и Гриненко, и Кубраков. Ведь журналисты взяли комментарии у многих экспертов, в том числе у главы "Укравтодора" и руководителя Украинской дорожной ассоциации.

При этом надежды Гриненко на то, что Кубракова уволят после сюжета, журналист назвал неудивительными. Ведь, по его словам, политические оппоненты после подобных сюжетов часто на что-то надеяться. А после этого сами стают фигурантами расследований.

Бигус также отметил, что на опубликованных Кубраковым аудиозаписях, нет никаких доказательств того, что Гриненко как-то "порешал" с журналистами по поводу выхода сюжета. Денис Бигус подчеркнул, что на сюжеты Bihus.info никто не может повлиять.

В то же время, что-то "порешать" попытался "тайный" собеседник Гриненко, которым оказался заместитель Кубракова Вадим Олейник. Последний, по словам Бигуса, предлагал компромат на шефа.

Кроме того, журналист напомнил, что основой сюжета стали документы, а не чьи-либо заявления или обиды, в том числе и Гриненко.

"Господин Кубраков, мы все еще ждем вашего ответа по сути - а именно коррупционных переплат за асфальтобетон и дискриминационные требования подрядчиков. Опубликуйте сметы, если все так прозрачно, это должны видеть все", - отметил Денис Бигус на своем Telegram-канале.

Читайте также: КНДР запустила ракеты в сторону Японии

Александр Кубраков возглавил "Укравтодор" в ноябре прошлого года. На тот момент он был депутатом Верховной Рады, куда попал по спискам президентской парти "Слуга народа". Предыдущий глава Укравтодора Славомир Новак уволен 1 октября 2019 года.