UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский кризис преподал Европе урок – верховный комиссар ООН

Принятие Европой миллионов украинцев, бежавших от вторжения России, показало, что можно принимать большое количество лиц, ищущих убежища, и этот подход следует использовать для приема тех, кто бежит из других государств.  

В интервью Associated Press Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди назвал реакцию Европейского союза на поток беженцев из воюющей Украины "образцовой", отметив, что почти 4 миллиона украинцев, в основном женщины и дети, зарегистрировались по принципу временной защиты с начала войны почти полгода назад.

Однако, по мнению верховного комиссара, это резко контрастирует с усилиями ЕС в последние годы, направленными на то, чтобы не допустить мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Некоторые европейские лидеры пытались провести различие между бедственным положением украинцев и других беженцев. Гранди осудил такое деление.

"Если это возможно для такого большого количества людей, и раз это оказалось столь эффективным, почему бы не использовать некоторые из этих подходов и для других людей, которые стучатся в двери Европы?" — воскликнул Гранди.

Хотя система чрезвычайной защиты ЕС была создана несколько десятилетий назад, она была впервые активирована в этом году в ответ на бегство более 6 миллионов украинцев в течение всего нескольких месяцев. Это крупнейший исход беженцев, который континент видел со времен Второй мировой войны. 

Временная защита позволяет украинцам передвигаться по территории ЕС, дает им право на работу, помогает получить доступ к жилью, образованию и медицинскому обслуживанию.

Читайте также: Медицинская помощь украинцам в Германии: куда обращаться переселенцам

Именно Гранди приписывают заслугу в том, что он помог Европе избежать создания лагерей беженцев для размещения украинцев, подобных тем, которые уже много лет существуют в Греции и где часто томятся тысячи просителей убежища, прибывших на лодках из Африки и Ближнего Востока.

После кризиса беженцев 2015-2016 годов, когда более 1 миллиона человек, в основном из Сирии, прибыли в Европу по суше или по морю, лидеры стран ЕС возвели ограждения, чтобы не дать многим из них проникнуть вглубь континента. Блок также потратил миллиарды на то, чтобы не допустить к своим берегам людей, в том числе тех, кто спасается от преследований и конфликтов, а также от бедности, выделяя деньги таким странам, как Турция, Ливия и Марокко, чтобы остановить мигрантов до того, как они отправятся в путь в Европу.

По данным европейского агентства пограничной и береговой охраны, число нелегальных пересечений границы ЕС снизилось с пика в 2015 году до менее 200 000 в 2021 году, хотя в этом году оно снова растет. 

"Главы правительств в Европе часами, днями вели переговоры о том, где, кто должен принять сотню людей, плывущих на лодке по Средиземному морю", — сказал Гранди, имея в виду неспособность европейских лидеров договориться о том, как расселить тех, кто прибыл в последние годы в Грецию, Италию, Мальту и Испанию. "И в противоположность этому миллионы (украинцев) приняли, позволили получить доступ к услугам очень эффективным образом".

Отвечая на вопрос о разной реакции, Гранди сказал, что не считает политику европейских правительств расистской. Но добавил: "Заявления, которые я слышал от некоторых политиков о том, что украинцы — настоящие беженцы... а другие — не настоящие, — это расизм. И точка".

Гранди не уточнил, какие именно заявления он имеет в виду, но министр миграции Греции Нотис Митараки подвергся критике со стороны правозащитных организаций и оппозиционных законодателей, когда в начале этого года использовал эту фразу для обозначения украинцев, спасающихся от войны.

Другие европейские политики делали подобные заявления, причем некоторые утверждали, что многие люди, ищущие убежища, ищут лучшей жизни, а не бегут от войны, и поэтому не могут претендовать на такую защиту в соответствии с международным правом. Некоторые также оправдывают разное отношение, говоря, что они обязаны помогать европейцам, но не должны отвечать за прием беженцев с других континентов.

Гранди признал, что вопрос сложный, и некоторые из тех, кто направляется в Европу, являются экономическими мигрантами. Но он подчеркнул, что существуют эффективные системы оценки ходатайств о предоставлении убежища.

Примерно половина украинцев, покинувших страну на сегодняшний день, вернулись обратно, и многие другие могут в конечном итоге сделать это, хотя Гранди сказал, что некоторые из них бегут во второй раз.

Тем не менее, поскольку конца войне не видно, Агентство ООН по делам беженцев заявило, что общее число украинцев, которые в какой-то момент покинули свою родину, может достичь более 8 миллионов к декабрю. По данным Международной организации по миграции, в настоящее время 6,6 миллиона украинцев перемещены внутри страны.

Около 2 миллионов украинцев оказались в России, независимо от того, выбрали они это или нет. Расследование, проведенное AP в начале этого года, показало, что многие были вынуждены отправиться туда и по пути подверглись нарушениям прав человека. Гранди признал, что доступ его агентства в Россию ограничен. По его словам, из 1 500 пунктов размещения украинцев в стране, группы УВКБ ООН смогли посетить только девять.

В то время как война в Украине привлекла внимание мировой общественности и поддержка перемещенным лицам оказана, Гранди обратился к мировым лидерам с просьбой не забывать о других 12 гуманитарных кризисах, на которые его агентство пытается собрать средства. Он особо отметил Африканский Рог, где длительная засуха и затяжные конфликты не только вынудили миллионы людей покинуть свои дома, но и подтолкивают страны все ближе к голоду.

"Большая проблема, с которой мы сталкиваемся в настоящее время, имеет тенденцию отодвигать на второй план все другие кризисы, в которых страдают люди", — сказал Гранди.