Государственная миграционная служба Украины отказала иранскому журналисту Мохаммадияну Моджтабе в предоставлении политического убежища, а ГПУ начала подготовку к его экстрадиции вопреки тому, что на Родине мужчину ждет смертная казнь, а его семья оказалась в тюрьме.
Как отмечают в Центре прав человека ZMINA, в 2010 году после победы в Иране Зеленой революции журналист Мохаммадиян Моджтаба оказался среди тех, кого начали преследовать из-за критики новой власти, в частности верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Его арестовали и на два года запретили публиковаться в СМИ. Впоследствии активисту предлагали "исправиться", согласившись стать подставным лицом в незаконной деятельности спецслужб, однако он отказался, чем навлек на себя и своих родных новую волну преследований.
В частности, среди арестованных членов его семьи оказалась и шестимесячная племянница. Под арестом остаются мать журналиста, сестра и ее муж. Моджтаба говорит, что давление на членов его семьи совершают, чтобы он вернулся в Иран.
Раньше при первой возможности он уехал в Грузию, где получил диплом доктора философии социальных наук. В декабре 2017 года журналист прибыл в Украину, однако его сразу задержали пограничники на основании красной карточки Интерпола. Однако проверка показала, что фамилии Моджтабы нет в розыске. Тем не менее мужчина провел в СИЗО полгода.
В то же время власти Ирана через свое консульство направила запрос на его экстрадицию в Министерство юстиции Украины, хотя, согласно законодательству, над вопросами экстрадиции работает Генеральная прокуратура Украины.
"Министерство юстиции обязано было уведомить власти Ирана о том, что они этим не занимаются, и вернуть запрос. Но Минюст выдал поручение областной прокуратуре провести экстрадиционную проверку, хотя это не входит в их полномочия", – отметил адвокат журналиста Юрий Усатенко.
Он добавляет, что запрос содержал несоответствие русского и английского переводов документов от иранской стороны. Также в деле нет ни одного оригинала экстрадиционных запросов. В то же время соглашение между Украиной и Ираном о выдаче требует наличия текстов на персидском, английском и украинском языках.
В мае этого года в Иране Моджтабу заочно приговорили к смертной казни. Его хотят повесить за "экономические правонарушения", которые привели к "подрыву валютного рынка в Иране" и "нанесли ущерб экономике страны". Также иранский суд постановил конфисковать после казни все имущество, "приобретенное Моджтабой во время незаконной деятельности".
Адвокат журналиста рассказал о подтасовках в переводе данных со стороны посольства Ирана, которое якобы переписывается с ГПУ,
"Начальник отдела ГПУ имитировал переписки с Ираном. Письмо не прошло регистрации в канцелярии, оформление даты не соответствовало нормам. ГПУ возбудила процедуру, однако прокуроры говорят, что у них все под контролем. Но с иранского суда не было официального обращения в ГПУ по экстрадиции", – объясняет адвокат.
Согласно с международными договоренностями Украина может отказать Ирану в выдаче журналиста, если власти в Тегеране не предоставит гарантий, что смертный приговор не исполнят. Поэтому теоретически в Иране Моджатбу могут не казнить. Однако адвокат Усатенко убежден, что произойдет наоборот.
"Если с иранской стороны не будет соблюдена процедура и Украина все же выдаст Моджтабу Ирана, они смогут привести смертный приговор в исполнение. И Украина будет иметь проблемы, потому, что от начала не придерживалась процедуры экстрадиции", - отмечает адвокат.
Сам Моджтаба говорит, что через многочисленные преследования и угрозы он в 2018 году обратился к Государственной миграционной службе Украины. Мужчина хотел получить статус беженца, поскольку видел угрозу своей жизни в случае возвращения на родину. Но, по словам Моджтаби, ГМС не хватило доводов для предоставления статуса. Отказали иранцу также в статусе лица, нуждающегося в дополнительной защите.
Недавно иранец обратился к президенту Украины и новому генеральному прокурору с просьбой изучить дело подробнее и принять справедливое решение.
Власти Ирана известна убийствами своих критиков за пределами страны. Так, в начале года глава нидерландской дипломатии Стеф Блок и министр внутренних дел Кайса Оллонгрен сообщили: Служба общей разведки и безопасности Нидерландов собрала доказательства о том, что власти Ирана причастны к подготовке или совершению убийств и нападений на территории ЕС. Речь шла об убийствах двух голландских подданных иранского происхождения. Эти лица выступали против иранского режима. Власть в Тегеране отрицала любую причастность к убийствам. Впрочем, ЕС ввел санкции против Министерства разведки и безопасности Ирана и двух граждан Исламской республики.