Ключевым образовательно-технологическим парадоксом современности видится то обстоятельство, что, в общем смысле овладения современными технологиями (от налаживания внутренних функций гаджетов до использования внешних ресурсов Интернета), ученики значительно опережают учителей. Об этом в своем материале для ZN.UА пишут социологи Алексей Полтораков и Ирина Щиголь.
"Технологическая отсталость старшего поколения оборачивается в том числе ослаблением контроля - как в плане информационной гигиены (что нельзя/не надо/не следует размещать в Интернете, в частности в персонифицированных социальных сетях), так и в плане образовательной добропорядочности (см. ст.42 ЗУ "Об образовании")", - говорится в материале.
Обозреватели объясняют, что в контексте последнего, явление "смерть автора" (информанта) было отмечено Р.Бартом еще в 1967 г. (хотя и немного в другом смысле). И, похоже, следующим явлением уже в ближайшем будущем вполне может стать "смерть учителя", по меньшей мере в терминах его "морального и/или интеллектуального авторитета". Или "смерть текста", по крайней мере в смысле постепенной замены последнего гипертекстом или его аудиовизуализированными эквивалентами.
"Действительно, зачем самому читать литературно-художественное произведение, если его можно усвоить посредством аудиокниги в удобное время и на удобной скорости. Образцы произведений (или их сокращенные варианты: например "Войну и мир" Л.Толстого, можно "прочитать" за 35 минут) легко найти в Интернете, ответы на вопросы (тесты) по знанию прочитанного - там же", - пишут социологи.
Они утверждают, что фактически, на повестке дня украинского пространства образования стоит очень неоднозначный вопрос. Но по сути своей он заключается не в том, "как социально адаптироваться к требованиям дистанционного обучения". Глубинные вопросы сегодняшней повестки дня - как адаптировать требования дистанционного обучения к потребностям социальности и как не потерять другие основные компоненты образовательного процесса.
Учебный год завершается, но уже сейчас понятно, что следующий будет невозможен без дистанционного обучения. Во всем мире ведутся экспертные дискуссии о его формате. Но социологи предупреждают: проблема дистанционного обучения - не в нем самом как таковом, а в разрыве социального пространства, до этого времени "склеивавшегося" именно пространством образовательным. О том, что мы потеряем и что приобретем в дистанционном обучении, читайте в статье социологов Алексея Полторакова и Ирины Щиголь "Как не провалиться в социальный аутизм".