В мае президент Владимир Зеленский назначил 114 судей в суды первой инстанции, 70 из которых – назначены по представлениям уже обновленных Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия. Те же представления, которые поступили в офис президента до обновления ВККС и ВСП зависли в ОПУ, и такая ситуация выглядит странной, пишет Карина Асланян в статье «Судебная реформа. Что происходит с конкурсами в суды?».
«В мае президент Владимир Зеленский впервые с начала полномасштабного вторжения назначил 114 судей в суды первой инстанции. И это — безусловная победа, прежде всего, здравого смысла. Ведь после возобновления работы ВСП и ВККС, в деятельности которых электорат совсем не разбирается, нужно переходить к наполнению судов новыми кадрами. И «живые» судьи в судах, в которых кадровый голод иногда достигает 62% (апелляционные общие суды), — это маленький, но реальный результат, который можно представить и стратегическим партнерам, и избирателям», – пишет автор.
Асланян отметила, что назначению этих 114 судей предшествовал ряд политических и кадровых событий. В частности, на кадровом уровне будущим судьям пришлось преодолеть семилетний марафон отбора. Последний вынужденно остановили на четыре года из-за того, что в ноябре 2019 года Верховная Рада уволила предыдущий состав ВККС.
Этот отбор состоял из обучения в Национальной школе судей, нескольких этапов экзаменов, выбора суда в соответствии с местом в рейтинге финального собеседования в ВККС. Причем собеседование не прошло успешно около 10% победителей конкурса. В результате Высшая квалификационная комиссия судей рекомендовала назначить в местные суды 390 кандидатов. Хотя планировала заполнить все 560 вакансий, на которые был объявлен конкурс.
«Если же брать общие цифры отбора 2017 года, то около 20% участников в итоге наденут судейские мантии. В то же время, часть из них получила рекомендации для назначения судьями еще при предварительных составах ВСП и ВККС и в нарушение Конституции «зависла» с 2020–2021 годов в офисе президента (согласно Основному Закону, президент должен назначить судей в течение 30 дней после получения представления от ВСП) », – пишет Асланян.
По данным источников ZN.UA, эти назначения в свое время заблокировал профильный заместитель руководителя ОПУ Андрей Смирнов, являющийся сейчас фигурантом дела о незаконном обогащении. Причиной блокирования стало то, что часть этих кандидатов претендовала на должности в «модных» киевских судах — Печерском, Шевченковском, ОАСК. В частности, это те суды, где принимаются решения против центральных органов власти.
В свою очередь новая заместительница Ирина Мудра в конце апреля сообщила, что провела инвентаризацию представлений о назначении на должности судей, полученных ОПУ в разное время. После чего она распределила их на «две корзины»:
- первая – это судьи, которых отобрал новый состав ВККС и ВСП;
- вторая – представления, поступившие к обновлению состава ВККС и ВСП.
При этом Мудра пообещала тогда, что назначения, предложенные уже обновленным составом Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия, она будет пытаться как можно скорее «запустить» для подписания президентом.
Асланян пишет, что Мудра свое обещание выполняет, ведь 70 из 114 судей, которые уже разъехались по судам, были новоназначеными. Хотя как раз они и не могут сейчас совершать правосудие. Ведь по закону для этого им нужно принять присягу. Но медлить с присягой офиса президента точно не стоит, ведь, по словам автора судьи, зарплаты уже получают, а дел не слушают.
«Кандидаты из «второй корзины» и дальше ждут назначения, и ситуация выглядит, мягко говоря, странной: их не назначают, не отказывают в назначении, некоторые уже пошли на второй конкурс и самостоятельно написали отказ от суда, избравшего в 2019 году, чтобы получить назначение в суд, избравший в 2023 году. Поэтому кажется, что церемониальная роль президента приобрела какое-то другое, не предусмотренное Конституцией содержание. Но проблема также и в том, что на это никак не реагирует ВСП, чьи представления собственно и распределили на «корзины», – подытожила Асланян.
В начале мая эксперт фонда DEJURE Михаил Жернаков отметил, что в офисе президента «решили вернуть ручной контроль за назначением судей». В частности, так он прокомментировал законопроект №9439, который рекомендовал к первому чтению профильный комитет. Текст документа предусматривал, что президент сможет возвращать Высшему совету правосудия представление о назначении судьи, если у этого лица есть компромат от СБУ или НАБУ. Однако в итоге законопроект не был принят.