В День Киева жители столицы пережили масштабную вражескую атаку шахедами. В соцсетях киевляне писали, что будто бы чувствовали землетрясение. В Главном центре специального контроля официально не подтверждают информацию о землетрясении в столице. Директор Института геофизики им. С. И. Субботина НАН Украины Александр Кендзера рассказал ТСН, действительно ли были подземные толчки в Киеве.
Он подчеркнул, что землетрясения, якобы произошедшего возле Киева, на самом деле не было.
«Думаю, что это эффекты от взрывов, а именно работы нашей ПВО. Сказать было землетрясение или нет, сейчас точно никто не сможет по одной простой причине – возле Киева находится всего три станции наблюдения, их мало, чтобы можно было четко отличить взрывы от землетрясения. Если толчки достаточно сильны – 2 –3,3 балла, тогда и имеющихся станций хватает для идентификации землетрясения. Даже если землетрясение в Киеве было, и было слабое, оно не «прописалось» на оборудовании, чтобы можно было выяснить его спектр, определить объемы его продольных и поперечных волн», – сказал сейсмолог.
Ученый объяснил, что если происходит сугубо акустическое явление, то в таком случае П-волна есть, и она достаточно высока, а на горизонтальных составляющих нет колебаний.
«Но здесь и на горизонтальных и вертикальных волнах были такие препятствия, что выявить землетрясение практически невозможно. Было бы у нас больше станций наблюдения, то даже самое слабое землетрясение можно было бы обнаружить, но таких станций у нас очень мало», – отметил он.
Кендзера добавил, что чтобы зафиксировать мелкие землетрясения, нужно больше станций наблюдения по всей территории Украины. Пока в Украине достаточно таких станций только в Карпатах, ведь в этом регионе чаще всего происходят землетрясения.
«В Киеве и центральной Украине землетрясения происходят очень редко. Но их записи и фиксирование очень важны для ученых, чтобы надежно контролировать ситуацию. Например, недавно произошло землетрясение в 20 километрах к западу от Полтавы. Он случился на границе Украинского кристаллического щита и Днепровско-Донецкой впадины. Его магнитуда была 3,5 по шкале Рихтера. Параметры землетрясения были определены практически всеми станциями наблюдения, которые находятся на территории Украины. Было достаточно легко распознать – землетрясение или эффект от взрывов», – пояснил специалист.
По словам сейсмолога, спектры взрывов и спектры землетрясений разнятся между собой на записях.
«Их можно отличить, если запись есть на фоне помех, но если у нас есть сплошные препятствия, то сделать это просто невозможно. Можно анализировать и фантазировать, но доказательства землетрясения не будут получены», – пояснил эксперт.
Кендзера подчеркнул, что в мирные времена, когда Национальная академия наук Украины еще нормально финансировалась, то после каждого такого спорного землетрясения на территорию, где расположен его очаг, выезжали ученые. Они проводили опрос местных жителей, проверяли информацию, проводили проверку на наличие афтершоков специальной переносной аппаратурой.
«К сожалению, сейчас все это не делается. Финансирование на приобретение соответствующей аппаратуры практически прекращено. На территории Украины если есть новые приборы, то они были приобретены с огромными сложностями и невероятными усилиями энтузиастов. Возникает логичный вопрос: зачем платить сейсмологам, если вы не даете им средств на аппаратуру, с которой они могли бы детализировать то, что должно произойти. Это очень важно. Ведь если мы даже не боимся землетрясений с такой величиной, которое произошло возле Полтавы, то следует понимать, что теоретически там могут возникать в будущем более сильные землетрясения – это зона стыка крупных тектонических структур: Днепрово-донецкой впадины и Украинского кристаллического массива. Упругая энергия может накапливаться там и реализоваться в виде землетрясений. Записи таких землетрясений, если они подтверждены, очень важны, чтобы определять, какие из зон разлома активны на данном этапе геологического развития литосферы на территории Украины. И не только Украины. Конечно, землетрясениями занимаются и в Европе, США и на всех континентах. Украина тоже занимается этим вопросом, но только на том уровне, на котором может выделить финансирование этих работ», – резюмировал он.
Ученый добавил, что если с достаточной точностью записывать динамические процессы, происходящие на разных территориях нашего государства, тогда можно предположить – какие именно подземные толчки будут в будущем и таким образом защищаться от максимально возможных землетрясений достаточно дешево и эффективно, выбирая такие проекты зданий и сооружений, которые не будут разрушаться при землетрясениях в зонах, проявляющих сейчас сейсмологическую активность.
В ночь на 28 мая Россия атаковала Киев десятками дронов-камикадзе. Предварительно в небе над столицей было сбито более 40 беспилотников.
Российские оккупанты атаковали Киев и Киевскую область в первой половине дня 29 мая. Мэр Киева Виталий Кличко подтвердил взрывы в столице.