UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Guardian: Украине лучше быть осторожной со своим успехом на Харьковщине

Лучшее западное вооружение позволило провести неожиданную контратаку и выбить землю из-под ног у сил России, но нужно также осторожно сформулировать стратегию для сложных месяцев впереди.

После пяти месяцев в обороне Украина отобрала инициативу у российской армии и теперь наступает. На юге украинские войска толкают наиболее боеспособные подразделения России поближе к Херсону, прижимая их к правому берегу Днепра, где их можно будет уничтожить с помощью артиллерии.

На северо-востоке украинские силы начали неожиданное контрнаступление, чтобы перерезать линии поставок, которые пролегают севернее Изюма, города, который стал базой для российского наступления на Донбасс. Однако украинская операция заставила их отступить, пишет в статье для The Guardian эксперт по сухопутным методам ведения войны в Королевском объединенном институте оборонных исследований (RUSI) Джек Уотлинг.

Он отмечает, что несколько ключевых возможностей помогли этому украинскому успеху. В июне Киев не мог сконцентрировать свои силы из-за плотных обстрелов российской артиллерии. Также украинским военным было сложно своевременно собрать тактические разведывательные данные с помощью беспилотников из-за российских систем электронной борьбы и комплексов воздушной обороны. Поставки систем РСЗО с Запада позволили Украине систематически уничтожать российские склады боеприпасов, огневые и командные точки, сокращая возможности реагирования и координации российских сил.

Вооружение украинских самолетов высокоскоростными противорадарными ракетами, а также передача современных артиллерийских систем помогли армии Украины подавить российские системы радиоэлектронной борьбы и ПВО в конкретных районах, усилить собственные разведывательные возможности и нацелить высокоточное оружие против целого спектра тактических целей. В результате украинская пехота смогла вступить в ближний бой со своими российскими соперниками. Здесь разногласия в морали и сплоченности подразделений дали Украине решающее преимущество.

Уотлинг признается, что аналитикам труднее писать о наступательных операциях, чем об оборонных. Если комментаторам удается точно предсказать намерения и направление вражеской атаки, враг должен или дальше придерживаться своего плана, столкнувшись с лучше подготовленной обороной, или начать искать новый подход.

Читайте также: NYT: Освобождение Изюма изменит ход войны на Донбассе

В свою очередь успех наступательных операций зависят от концентрации, темпа и эффекта неожиданности. Если аналитики будут обсуждать реальные намерения, то они рискуют подорвать основу для успешной операции. Поэтому те, кому известны детали украинского планирования, поступили бы неправильно, если бы начали обсуждать дальнейшие действия.

В случае России ситуация представляет несколько вызовов. Во-первых, новости о поражениях и неудачах влияют на Вооруженные силы РФ, подрывая уверенность в цепи командования и усугубляют и без того низкую мораль в российских подразделениях. Несмотря на то, что ни наступление в Херсонской области, ни прорыв к северу от Изюма не носят решающий характер, эти операции будут иметь широкое влияние на российские возможности и спровоцируют все большую озлобленность военных и политических элит России на то, как войной управляют. Самый большой вопрос для российского командования состоит в том, что делать дальше: использовать резервы для проведения контратаки, чтобы вернуть контроль над территориями на северо-востоке, или перенаправить сюда силы с других направлений для установления более обороноспособной линии.

Российские силы мобилизуют новые подразделения, которые тренируют и вооружают находу, чтобы возобновить наступление на Донбассе. Если эта попытка будет предпринята преждевременно, существует угроза не только понести большие потери, но и потерять силы для дальнейших операций на Донбассе. А значит, возможностей отобрать инициативу у Украины не будет. В качестве альтернативы россияне могут перенаправить войска с других фронтов. Учитывая угрозу для логистики, этот процесс может оказаться хаотичным и открыть новые слабые места на линии, которыми украинские командиры смогут воспользоваться. Уотлинг считает, что осенью армию России ждет серия значительных поражений. А украинские командиры будут пользоваться разочарованием и деморализацией врага. В то же время, украинские подразделения понесли значительные потери, что неизбежно во время проведения наступательных операций.

Читайте также: Зеленский сообщил об освобождении еще одного населенного пункта в Харьковской области: карта

В этом контексте важно, чтобы политическое руководство Украины не давило на своих военных командиров, подталкивая их к перегрузке. Киев также должен работать над тем, чтобы сохранить боевую силу для широкомасштабных наступлений в будущем.

По идеальному сценарию, российские силы вступят в зимний сезон после серьезной передислокации, меньшим количеством подготовленных позиций и уязвимой логистикой, понеся тяжелые потери. Постоянные удары по их линиям обеспечения и вынужденная растрата ресурсов из-за столкновений меньшей интенсивности сделают так, чтобы российские войска оставались в холоде, сырости и стали уязвимы к истощению и краху.

Если этого удастся достичь, Украина сможет рассчитывать на серьезные успехи в 2023 году. У ее международных партнеров есть три важных направления, на которых нужно приложить усилия. Во-первых, они должны сохранить стабильные поставки военных материалов в течение зимы. Во-вторых, им следует оградить себя самих от российских нетрадиционных методов ведения войны, а также разобраться с гуманитарными вызовами, с которыми гражданское население в Украине столкнется зимой. В-третьих, очень важно показать Кремлю, что он столкнется с перспективой военного поражения, если война будет продолжаться. Нужно начать убеждать элиты в России, что вывод войск – это единственный способ избежать еще худших последствий.