Немногочисленный экипаж танкера "Делфи", затонувшего в Одессе напротив пляжа-"тезки" "Дельфин", спасен, несмотря на довольно продолжительный отказ сходить с борта судна. За это время оказалось, что акватория Одесской бухты загрязнена нефтепродуктами.
По состоянию на 18:00 содержание нефтепродуктов в воде на месте аварии танкера "Делфи" превышало предельно допустимую концентрацию в 90 раз. Об этом сообщил заместитель начальника Госэкоинспекции Крымско-Черноморского округа Николай Гавриков.
Экипаж спасли совместными усилиями ГСЧС, Администрации морпортов, Военно-морских сил Украины, коммунальной спасательно-водолазной и государственной Морской аварийно-спасательной служб.
В процессе эпопеи с судном выяснились многие подробности, которые по-иному представляют сложившуюся драматическую ситуацию. Издание Думская изложило краткую историю затонувшего судна.
Рейдово-портовое бункеровочное судно болгарского проекта 585, предназначено для перевозки относительно небольшого количества нефтепродуктов и заправки других плавсредств топливом и моторными маслами. Его длина - 59 метров, наибольшая ширина - 10 метров, дедвейт - 1634 тонны, валовая вместимость - от 960 рег. тонн, грузоподъемность 1565 тонн (1458 тонн мазута, 77 тонн масла, 30 тонн сухого груза), максимальная скорость 9 узлов.
Построен "Делфи" в 1974 году в болгарском городе Русе, на судостроительно-судоремонтном заводе "Иван Димитров". Судно не предназначено для выхода в открытое море, особенно в такую погоду, как вчера и сегодня.
За свою 45-летнюю жизнь этот танкер сменил несколько названий, флагов и владельцев. Первоначально он именовался "Пялица" и принадлежал советскому Черноморскому морскому пароходству. После распада Советского Союза поднял украинский флаг и был передан на баланс Ильичевского морпорта. Потом судно приватизировали. Новым собственником стала "Одесская танкерная компания", которая начала использовать его для трансчерноморских перевозок небольших партий нефтепродуктов. Тогда же бункеровщик переименовали, видимо шутки ради, в "Экологию" (Ekologia).
Некоторое время он ходил под сине-желтым флагом, затем поменял порт приписки на Батуми и вывесил полотнище с Иерусалимским крестом (национальный флаг Грузии). В 2010-х его переместили в Одессу и еще раз "украинизировали". Наконец, в 2019-м у судна снова поменялся владелец. Им стала британская фирма из Бирмингема Atenia Holding Ltd. "Экология" превратилась в "Делфи" и перепрописалась в молдавских Джурджулештах на Дунае - с молдавским же флагом.
За три года до этого была перерегистрирована "Одесская танкерная компания", которая сейчас называется "Фактор групп лимитед", формально находится в Харькове и принадлежит некоему Джавадову Шамсаддину Али Оглы. До этого директором и собственником был одессит Михашонок Владимир Валерьевич.
Есть все основания считать, что перечисленные метаморфозы происходили не случайно, а связаны с довольно бурной и не совсем законной жизнью, которую вел маленький бункеровщик, курсировавший между Грузией и Украиной.
В феврале 2017 года танкер попался на сливе нефтепродуктов в районе Белгорода-Днестровского. На основании материалов Госэкоинспекции Северо-Западного региона Черного моря было открыто уголовное производство по части 1 ст. 243 УК Украины ("загрязнение моря"), но дальнейшего развития это дело не получило.
В феврале прошлого года не ремонтировавшийся с советских времен танкер едва не затонул в румынских территориальных водах: образовалась течь в машинном отделении. "Делфи" подал сигнал бедствия, и его отбуксировали в Констанцу проходившие мимо суда.
Что же делал танкер с марта в нейтральных водах возле Южного? Морские пограничники утверждают, что просто стоял. Источники издания подозревают, что не просто стоял, а стоял там, где его не могла достать морская охрана ГПСУ. По ночам к судну подходили другие танкеры, перекачивавшие в его емкости нефтепродукты, которые впоследствии переправлялись малыми партиями на берег - на катерах, баркасах и других подобных плавсредствах.
Впрочем, это все лишь подозрения. Но есть и факты.
27 января 2016 года полиция на основании материалов СБУ открыла уголовное производство №12016160000000042 - по признакам части 5 ст. 191, части 2 ст. 367, части 2 ст. 364, частей 1 и 2 ст. 366, части 4 ст. 190 и части 3 ст. 212 УК Украины - "хищение имущества", "служебная халатность", "злоупотребление властью", "служебный подлог", "мошенничество" и "уклонение от уплаты налогов".
Следствие установило, что в течение 2012-2014 годов "неустановленные лица организовали преступную деятельность, направленную на ввоз нефтепродуктов на территорию Украины". Речь идет о нелегальном импорте, который выдавался за продукцию Одесского нефтеперерабатывающего завода, принадлежавшего тогда подельнику Януковича Сергею Курченко. Часть нефтепродуктов впоследствии переправлялась за границу через Измаил и румынскую Тульчу, а часть реализовывалась в нашей стране. В схеме было задействовано множество офшорных компаний и еще больше морских судов. "Делфи" - не самое крупное и не самое важное, поэтому в материалах дела упоминается лишь однажды: обыскивая один из офисов контрабандистов, оперативники нашли, кроме прочего, чистый лист бумаги с печатью и номером IMO злосчастного судна.
В течение сегодняшней ночи и завтрашнего дня сотрудники АМПУ и других служб установят, если позволит штормовое море, боновые ограждения, локализовав разлив нефтепродуктов. Вряд ли "Делфи" был с полными танками. По всей видимости, в море выливаются какие-то остатки и загрязненные углеводородами балластные воды, что, впрочем, тоже не радует.
Через пару дней, когда шторм утихнет, из Черноморска прибудет плавучий кран "Богатырь". Судно сдернут с волнореза, залатают пробоины и откачают воду, после чего отбуксируют в тот же Черноморск, где оно продолжит гнить уже в качестве вещдока по нескольким уголовным производствам. Или же разрежут на месте, если груз для "Богатыря" окажется неподъемным.
Никто не знает, найдут ли владельца. Экипаж, которому неизвестными людьми было приказано, не называть владельца и не предпринимать никаких действий, явно будет отвечать за экологическую катастрофу.