После проигрыша местных выборов, особенно - в областные рады (с монобольшинством нигде не сложилось), партия власти сделала ставку на широкий компромисс. В результате у «Слуги народа» в 12 областях - свой глава облрады и ситуативное большинство, объединившееся под распределение областного «пирога». (Оппоненты «слуг» в Киевской и Запорожской области оспаривают избрания председателя облрады в суде). Важно, что союзы партии власти имеют безразмерный диапазон. Начиная от ЕС и «Свободы» и заканчивая ОПЗЖ.
Но и другие партии (так же как и "Слуга народа") с легкостью вступали в неестественные союзы, опуская вопрос идеологии ради мгновенных корыстных интересов и лояльности центральной власти.
Однако, переговоры и договоренности с местными элитами - уже необходимость для включения «слуг» в большинство. А это недобрый знак для центральной власти. Соглашения с партиями мэров («Рідний дім» Атрошенко, «Нам тут жити» Колыхаева, одноименный «Блок Кернеса», «Довіряй ділам» Труханова, «Пропозиція»), региональными проектами («Рідне Закарпаття») и ОПЗЖ совсем не усиливают ее позиций.
Демарш и повальная смена глав ОГА может стать следующим этапом отношений центра и регионов. И сигнал с Волыни - тому подтверждение. Условия регионов будут жестче. Возможности центра - все меньше.
Слабые позиции президентской партии на Западе и в центре Украины также этому способствуют (Волынская, Хмельницкая, Ивано-Франковская, Ровенская, Тернопольская, Винницкая, Черкасская области). Прочные союзы «За майбутне», «Свободы», «Батьківщины», "ЕС" усиливать противостояние областей и офиса президента. Но здесь важно понимать, что «Свобода» уже практически отошла в орбиту партии Коломойского/Палицы «За майбутнє», дистанцировавшись от ЕС.
Более того, «За майбутнє» продолжит борьбу с центральной властью в областях, в которых ее депутаты отстранены от принятия решений. Кроме Киевской области, это, например, еще и Черкасская. И здесь мастерство формирования неожиданных политических комбинаций провластной партии пригодится. Но это опять договоренности, уступки и распыление ресурсов.
Интриги этим политическим раскладам добавляет позиция «Европейской солидарности». По распоряжению столичного руководства, во многих советах ее депутаты не голосовали за кандидатов от «Слуги народа» и не входили в большинство из ОПЗЖ. Однако когда политическая целесообразность перевесила, сформировался тандем ЕС и «Слуги народа» во Львовской облраде. В Ровенской облраде тоже образовано большинство из ЕС и «За майбутне». То же самое и в Хмельницкой и Черновицкой.
Постепенно укрепляет свои позиции ОПЗЖ. Формируя большинство с президентской партией, она усиливает воздействие. Однако в офисе президента этого, похоже, не понимают. Или же выполняют указание - должности глав облсоветов любой ценой.
Конечно, должность главы областной рады от президентской партии в теории будет способствовать более конструктивному сотрудничеству с областными государственными администрациями. Но это только в теории. Практика покажет, не станут ли эти головы свадебными генералами.
И напоследок. Существенным проверкой на устойчивость местных коалиций станет бюджетный процесс. Удержатся политические союзники в одной лодке или присоединятся к ним другие, станет ясно уже к концу года.
Однако с уверенностью можно сказать, что практика «Политика в Киеве» уже не будет. Ее эхо чувствовалось на местах. А теперь, наоборот, шанс формировать политику получили регионы. И Киеву придется с этим считаться.
Вопрос только в балансах, правильность которых может гарантировать институционально сильный центр. Способный не только завершить начатую децентрализацию, но и дать региональным элитам равнозначных по авторитету и компетентности глав областных государственных администраций. Такого центра в Украине пока нет. А, значит, есть риски, связанные с разбалансированием системы государственного управления с перекосом в сторону диктата местных слабо контролируемых элит.
Напомним, что после изменений в Избирательный кодекс количественный состав областных рад в Украине почти не изменился. Уменьшилась только численность Черкасской и Хмельницкой облрады - с 84 до 64 депутатов. Крупнейшими по составу остались Днепропетровская и Харьковская областные рады, в них вплоть до 120 депутатов. Тогда как Винницкая, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Львовская, Одесская, Полтавская областные рады насчитывают по 84 избранника.
В остальных областях количество депутатов рад - по 64. В Донецке и Луганске облсовета выборы в этом году не проводились.
Подробности узнайте у материале Александры Демьяненко "Кто взял власть в областных советах?" для ZN.UA.