UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сексуальное насилие, нарушение прав, притеснение местных жителей: CSIS провел исследование о ситуации на оккупированных РФ территориях Украины

Однако украинское сопротивление активное, несмотря на все действия оккупантов.

Центр стратегических и международных исследований в Вашингтоне (CSIS) провел исследование, в ходе которого выяснило, как живется украинским гражданам на оккупированных территориях. Также исследование показало, что украинцы оказывают сильное сопротивление оккупантам, несмотря на тяжелейшую ситуацию на захваченных территориях.

Насилие и нарушения прав 

Как пишет старший научный сотрудник CSIS Мария Снеговая со ссылкой на доклад Джейд Макглинн, на оккупированных территориях единственными, кто может вести нормальную жизнь, являются переселившиеся туда граждане РФ и коллаборанты. Система разделения граждан Украины и страны-агрессорки, по словам Снеговой напоминает апартеид. Оккупанты на захваченных украинских территориях демонстрируют глубокое пренебрежение к благополучию местного населения.

В ходе исследования опросили бывших и нынешних жителей оккупированных территорий. Они рассказали, что любое подобие нормальной жизни там – это не что иное, как фасад, за которым скрываются нарушения прав человека. Среди них и исчезновения людей, и пытки, и насилие. 

Читайте также: Россияне на оккупированных территориях не берут на учет беременных украинок без паспорта РФ – ЦНС

Кроме того, согласно исследованию, на захваченных Россией территориях фиксируются очень масштабные демографические сдвиги. В частности, только в оккупированном Мелитополе после вторжения россиян население сократилось почти вдвое. Оккупанты частично компенсировали это переселением в город почти 100 тысяч россиян. Такая ситуация демонстрирует целенаправленную стратегию єтнических чисток и демографических манипуляций, осуществляеміх российскими властями. 

Более того, оккупанты совмещают манипуляции и чистки с жесткими ограничениями на общение и передвижение. Особенно это касается прифронтовых районов. Снеговая объяснила, что это помогает оккупантам создать атмосферу контроля и подавления инакомыслия. Из-за таких действия россиян, местные жители оккупированных территорий живут в постоянном страхе, что напоминает тактику времен СРСР. 

Что касается доступа к внешним источникам информации, то он существенно ограничен, особенно в прифронтовых районах. Там фиксируют перебои с интернетом и мобильной связью. Ведь российские захватчики боятся, что украинцы будут передавать данные Вооруженным Силам Украины. Из-за этого общество не может в полной мере реагировать на нарушение их прав. 

Читайте также: На юге россияне угрожают депортировать с оккупированных территорий украинцев, отказывающихся от паспорта РФ – ЦНС

Больше всего каждодневным притеснениям подвергаются молодые женщины. В частности, одна из опрошенных рассказала: «Все девушки перестали заботиться о себе, краситься, ходят в уродующей одежде, раньше такого не было». При этом собеседница объяснила, что девушки делают это ради того, чтобы не привлекать внимание оккупантов.

Также сообщалось о многочисленных случаях сексуального насилия женщин со стороны россиян. В частности, были случаи, когда пожилых женщин россияне насиловали в присутствии мужей, а потом убивали. Молодых украинок оккупанты похищают как сексуальных рабынь для высокопоставленных российских офицеров. Сексуальное насилие применяется и к мужчинам. В целом это систематическая часть оккупации и общего чувства безнаказанности солдатов-оккупантов.

Украинское сопротивление

Несмотря на эту тяжелейшую ситуацию, жители оккупированных областей Украины оказывают активное сопротивление оккупантам. В частности, автор этого доклада Джейд Макглин выделила несколько направлений такого сопротивления:

  1. Скрытое нелетальное сопротивление включает в себя действия личного характера, ограниченные узким кругом доверенных лиц. Например, чтение украинской литературы, разговоры в семье по-украински, отказ брать российский паспорт.
  2. Публичное нелетальное сопротивление – это открытые, но ненасильственные действия, направленные на укрепление морального духа украинского общества. Например, местные жители расклеивают листовки, демонстрируют украинскую символику в общественных местах, принимают участие в мемориальных акциях, таких как установка свечей в окнах в память о Голодоморе, участвуют в символическом сопротивлении (например, движения «Желтая лента» и «Зла Мавка»).
  3. Скрытое летальное сопротивление предполагает прямой вклад в военные усилия. Например, украинцы передают координаты российских сил украинским силам и мониторят перемещения солдат РФ. 
  4. Публичное летальное сопротивление – наиболее открытая и опасная форма, включающая в себя убийства российских оккупантов и их пособников или саботаж оккупационной инфраструктуры.

Читайте также: На оккупированных территориях россияне начали выдавать "лицензии" на использование захваченных недр — ЦНС

Указано, что группам сопротивления нужна активная моральная и финансовая поддержка. Жизненно важными для групп сопротивления являются освещение их борьбы в СМИ, правительственных и общественных дискуссиях.

В исследовании говорится, что украинские группы сопротивления сыграли ключевую роль в освобождении ВСУ сел под Харьковом и в области в целом. Сопротивление украинцев обнажает критические слабости российских оккупантов, такие как неадекватность ППО. Такие акции укрепили моральный дух украинцев, опровергая заявления российской пропаганды. 

Все это также ставит неприятные вопросы перед либеральной российской оппозицией в изгнании. Резкий контраст между энергичным масштабным сопротивлением внутри Украины и отсутствием какого-либо значимого сопротивления внутри самой России подвергает сомнению рассказы о масштабе антивоенных настроений в России.

Читайте также: Россияне на оккупированных территориях привлекают украинских детей к военизированной игре — глава Запорожской ОВА

Ранее Associated Press писало, что тысячи гражданских украинцев содержатся под стражей в России и на временно оккупированных территориях, в разных местах – от недавно построенных тюрем до удушливого подвала. Большинство из них не имеют никакого статуса по российскому законодательству. И РФ планирует построить еще десятки тюрем для этого, согласно документу.