UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сейчас приоритетом Украины в отношении НАТО должно быть оружие, а не быстрое членство — Atlantic Council

Пока Украине стоит сосредоточиться на том, что она может получить.

После того, как глава Кремля Владимир Путин объявил об аннексии четырех временно оккупированных украинских регионов, президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что Киев официально подает заявку на ускоренное вступление в НАТО. Желание украинского лидера понятно, но сомнения вызывает то, насколько такое заявление «своевременно». Вместо этого Зеленский должен продолжать оказывать давление на членов НАТО, чтобы они предоставили Киеву оружие, необходимое для победы над вторжением РФ, а также требовать твердых обязательств помочь Украине построить современную армию, способную сдержать будущие нападения России. Об этом в статье для Atlantic Council пишет бывший посол США в Украине Стивен Пайфер.

23-27 сентября Россия провела фиктивные референдумы о «присоединении к РФ» на временно оккупированных Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областях Украины. Это псевдоголосование было незаконным в соответствии с международным правом. Ни один наблюдатель, заслуживающий доверия, не участвовал в надзоре за процессом «голосования» или «подсчета голосов», в то время как ряд сообщений указывали на случаи, когда людей заставляли «голосовать» под дулом пистолета.

На «церемонии» в Кремле 30 сентября Путин подписал соглашения «о включении четырех регионов в состав России». Он заявил, что РФ будет «защищать свою землю всеми имеющимися силами и средствами». Однако Россия даже не контролирует всю территорию, об аннексии которой заявила. В то же время, слова российского лидера не помешали украинским военным продолжить контрнаступление в Херсонской, Донецкой и Луганской областях.

Сразу после подписания Путиным соглашений Зеленский в ответ заявил, что его Украина стремится к «ускоренному вступлению» в НАТО. Этот шаг снова показал, что предложение для Киева принять нейтралитет больше не рассматривается.

Редкий промах Зеленского по поводу заявки на ускоренное вступление в НАТО можно понять. Его страна упорно воевала с россиянами почти восемь месяцев. В то время как украинские войска удивили мир, особенно российский Генштаб, своими возможностями и устойчивостью, Украина заплатила высокую цену в виде потерь среди военных и гражданского населения.

Украинцы полагают, что своей борьбой они заслужили право на членство в Альянсе. Они видят, что их силы защищают не только Украину, но и членов НАТО от реваншистского Кремля, стремящегося перевернуть порядок в Европе после холодной войны и чьи амбиции выходят за пределы Украины.

Однако в дипломатии разумно знать ответ, прежде чем задавать вопросы, особенно перед тем, как делать это публично. Киев не может быть удовлетворен ответами на сообщение Зеленского о заявке на вступление в НАТО, но эти ответы не были неожиданностью.

2 октября лидеры девяти центрально- и восточноевропейских стран-членов НАТО (Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Северной Македонии, Черногории, Польши, Румынии и Словакии) выступили с совместным заявлением, в котором одобрили путь Украины к членству в Альянсе. Канада также выразила поддержку вступления Украины в НАТО.

Это всего десять из 30 членов НАТО. Президент Болгарии отказался присоединиться к заявлению девяти соседних стран из-за несогласия с формулировкой членства Украины в НАТО. Остальные подошли осторожно. Генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг обошел стороной вопрос членства Украины, а советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан сказал, что процесс вступления «следует рассмотреть в другое время». Многие другие союзники по НАТО ответили молчанием.

Согласно правилам Альянса, одобрение вступления Украины потребует консенсуса всех 30 союзников (32 — после того, как все нынешние члены ратифицируют присоединение Финляндии и Швеции). Реальность такова, что у Украины пока нет голосов, необходимых для того, чтобы получить путь к членству.

Причина ясна. Статья 5 Договора НАТО обязывает союзников рассматривать нападение на одного как нападение на всех. Если бы Украина, против которой сейчас воюет РФ, стала членом Альянса, другие союзники были бы обязаны выступить в ее защиту, используя собственные вооруженные силы. 

Многие страны НАТО предоставляют оружие и другую военную поддержку, чтобы помочь Украине защититься от России. Но они установили красную линию, согласно которой не будут предлагать свои силы для защиты Украины, и четко дали понять, что они хотят избежать прямого столкновения между НАТО и Россией.

И в этом есть своя логика. Поражение России против Украины не будет экзистенциальным для РФ, хотя это, безусловно, не принесет пользы «долголетию» режима Путина в Кремле. Однако если бы военные силы США и НАТО вступили в войну от имени Украины, это могло бы изменить то, как на конфликт смотрят в Москве, где многие считали бы вступление Штатов и Альянса целью не только защиты Украины, но и уничтожения России. Тогда они могли воспринимать войну как экзистенциальную. Ситуация в скором времени могла бы стать непредсказуемой и очень рискованной.

Вместо того чтобы искать путь к членству в НАТО, которое Киев сейчас не может получить, Зеленский должен продолжать сосредоточиваться на получении немедленной помощи посредством увеличения поставок оружия и военной поддержки. Союзникам НАТО будет легче согласиться это обеспечить. Всего за несколько месяцев военная помощь Украине перешла от противотанковых ракетных комплексов Javelin и зенитных ракет Stinger к управляемым реактивным системам залпового огня с большей дальностью и системам противовоздушной обороны ближнего и среднего радиуса действия NASAMS.

Союзники по НАТО могут и должны предоставлять больше оружия. На ум приходят ракеты ATACMS с дальностью около 300 км. Сейчас это должно быть главным приоритетом Украины. Более того, война когда-нибудь закончится. Киеву следует подумать, что ему понадобится, чтобы создать войско, способное сдержать новые нападения России. Модернизированная украинская армия обеспечит лучшую гарантию безопасности для страны.

В украинский «список покупок» могут войти такие виды вооружений, как американские боевые танки М-1 и немецкие Leopard, системы ПВО и самолеты, а также, возможно, американские штурмовики А-10. В то время как вступление Украины в НАТО требует консенсуса всех членов Альянса, страны принимают решение о предоставлении оружия и другой военной помощи Киеву на индивидуальной основе. Многие союзники, скорее всего, предпочли бы взять на себя обязательство вооружить Украину, чем защищать ее.

После войны Киев может продолжить работу над вопросом полноправного членства в Альянсе. Лидеры НАТО на саммите в июле 2022 года подтвердили, что политика открытых дверей остается в силе, в том числе для Украины. В послевоенном мире Киев может обнаружить: обстоятельства изменились настолько, сделав возможным то, что сейчас выглядит невыполнимым. Но пока Украине следует сосредоточиться на том, что она может получить.

Читайте также: Резников: Практически все страны НАТО и ЕС присоединились к программам по подготовке бойцов ВСУ

Ранее сообщалось, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг получил заявку Украины на членство в Альянсе.

Ответит ли НАТО согласием на заявку Украины на вступление, читайте в статье Владимира Кравченко «Будет ли Украина в НАТО: все зависит от трех вещей».