Глава Национального агентства по противодействию коррупции Александр Новиков считает, что сейчас в Украине система максимальной безответственности - не работают институции ни уголовной, ни административной ответственности. Об этом он рассказал в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой.
«Существует ключевой принцип ответственности. Он криминальный, но мы можем экстраполировать его на любую сферу. Сейчас в Украине система максимальной безответственности. То есть не работают институции ни уголовной, ни административной ответственности. В такой ситуации важно не количество, а качество. Неотвратимость наказания на конкретном примере, когда громкие публичные дела будут доведены до конца», - сказал Новиков, добавив, что в теории права это называется общей превенцией, согласно которой любой человек понимает, что если он совершит коррупционное деяние и оно станет публичным, то он будет наказан.
Журналист парировала, что в этом случае дать конкретные сигналы это - довести до конца кейс ОАСК, зацепив и посадив большое количество судей и топов, расследовать кейс Микитася/Татарова, распутав спрут столичной коррупции, который накроет и старую, и действующую власти. Но таких сигналов нет. Вместо этого власть своим вчерашним законопроектом не просто сдвигает Сытника, а подрывает независимость НАБУ как институции.
Глава НАПК считает, что с началом работы Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) первые вспышки таких сигналов все же появились.
«Сели на семь и девять лет двое одесских судей. На два года лишен свободы один из бывших прокуроров генпрокуратуры, который давал взятку за трудоустройство в НАБУ. На прошлой неделе ВАКС отменил оправдательный приговор мэру Одессы. Очень позитивный сигнал. На самом деле очень просто отличить хороший сигнал от плохого. Как только есть приговор за коррупцию с конкретным сроком, — это хороший сигнал», - уверен Новиков.
При этом очень важным является момент, связанный с уровнем судебной репрессии. Речь о санкции, которая применяется в результате рассмотрения уголовных производств.
«Когда я начинал работу в прокуратуре в середине 2000-х за коррупционные преступления люди получали реальные приговоры с лишением свободы. Потом в процессе борьбы общественности за либерализацию уголовной ответственности, защиты прав и свобод граждан, коррупционеры перестали получать реальные сроки. А сейчас в Украине за коррупцию сажает только недавно заработавший ВАКС. Другие суды ограничиваются условными сроками и штрафами», – объяснил глава НАПК.
Почему после удара Конституционного суда и «возвращения» полномочий Национальному агентству по предотвращению коррупции (НАПК) чиновникам легче скрыть доходы и заплатить штраф, нежели показать активы? Нужно ли открывать порядки декларирования работников спецслужб? Кто заблокировал возможность мониторинга образа жизни судей? Почему депутаты не возвращают ответственность судей за заведомо неправосудные решения? Кто в парламенте принял изобличителей за «стукачей»? Как поломать политическую коррупцию и помочь партиям уйти из-под влияния олигархов?
Об этом и много другом читайте во второй части интервью Инны Ведерниковой с главой НАПК Александром Новиковым. Первая часть интервью с Александром Новиковым здесь.