Хакеры «завалили» приложение?
Похоже, именно это и произошло. В результате забытые со времен «совдепии» слова «дефицит» и «госцена» — снова в ходу.
Приложение, внедренное «Укрзалізницей», с точки зрения сервиса действительно удобное, точно не хуже заграничных аналогов. Оно облегчает жизнь пассажирам. Но только тем, кто не намерен воспользоваться дефицитными маршрутами. Ведь с переводом продажи билетов исключительно в приложение ситуация с покупкой билетов на Вену и некоторые другие внешние направления, как видно по всему, не только не улучшилась, но и стала просто неприемлемой.
Австрийско-венгерское направление самое критическое, но и на Варшаву, Перемышль и целый ряд внутренних маршрутов достать билеты — тот еще квест. Так, купить билет на Будапешт и Вену в один-единственный украинский вагон типа РИЦ (спецвагон, приспособленный к движению по европейской узкой колее) за 20 дней до отправления поезда (дата начала продажи билетов) нереально уже буквально в считанные секунды после старта продаж (8:00). Билеты во второй вагон на маршруте реализуют исключительно из Австрии.
Да-да, это не ошибка, даже не за минуту, а за несколько секунд пассажиры почти гарантированно «останутся на бобах» вместо покупки билета.
Что уж говорить о следующем. В «жаркие» для перемещений летние месяцы приложение «Укрзалізниці» с ежедневным стартом открытия продаж довольно часто просто виснет. В результате недовольный покупатель в течение 5–10 минут может лишь наблюдать за надписью «временный технический сбой». Когда же система все-таки сработает, вместо нужных билетов он получит плохое настроение.
В редчайших случаях, когда билеты все же появляются в приложении, речь идет о доступности максимум половины вагона. В таких случаях в приложении показывают места в пяти крайних купе вагона (справа и слева). Хотя в этом единственном вагоне стандартно десять купе, а не пять. В конце концов, попытайтесь приобрести билеты самостоятельно. Будете удивлены.
Для чистоты эксперимента мы пытались купить билеты ежедневно в течение месяца со стартом продажи билетов на самую отдаленную дату. Поэтому удивлены, что «места-призраки» без проблем можно приобрести у перекупщиков через соответствующие Телеграм-каналы или Инстаграм. В приложение они могут попасть разве что за день-два до даты отправления поезда, наверное, потому, что перекупщики иногда тоже не находят нужное количество клиентов, согласных переплатить.
Ну, разве это не хакеры виноваты, которые, очевидно, имеют доступ ко всем 30 местам в вагоне и, похоже, могут обеспечивать беспрепятственный доступ перекупщиков на все без исключения рейсы «Укрзалізниці»? Тогда уже перекупщики предложат вам любые билеты на любую дату и без проблем обеспечат желанным для многих нижним местом в купе.
Правда, почти наверняка заплатить за такие услуги придется по особому прайсу. Зато сами билеты будут очень быстро доставлены заказчику для распечатки.
«Диджитализация» не в радость
Еще осенью билеты на печально известное международное направление кое-как можно было купить в международных кассах на вокзалах. Все, что для этого требовалось,— занять очередь возле кассы в 5 утра и на момент открытия в 8:00 быть первым в очереди. Теперь, как видно по всему, перекупщикам уже не нужно делиться с кассирами. «Диджитализация», похоже, значительно облегчила их бизнес.
Тема билетов на поезда «Укрзалізниці» на ряд популярных маршрутов всегда была болезненной для пассажиров. Но в последние годы «старая болезнь» серьезно обострилась, словно мы возвращаемся в прошлое.
Пассажиры уже заметили пережитки, во многом напоминающие «совдеповское» прошлое.
- Билеты на топовые внутренние и внешние маршруты исчезают за минуты, а на особо дефицитные — в считанные секунды.
- Нет дифференциации стоимости билетов на затребованные, но немногочисленные вагоны с кондиционерами, на удобные для большинства нижние места и на мегадефицитные международные прямые сообщения.
- Перебои со светом и Интернетом иногда делают невозможным приобретение билетов в приложении.
- Билеты на определенные прямые международные маршруты доступны перекупщикам, но недоступны обычным пассажирам.
- Иностранцы (в частности и те, кто помогает Украине) жалуются, что сервис через хабовое сообщение их не устраивает, а определенные прямые рейсы, нуждающиеся в верификации через «Дію», для них недоступны даже теоретически, ведь «Дії» у них нет.
- Еще в начале лета 2022 года «Укрзалізниця» пообещала пассажирам увеличить горизонт доступности билетов, для начала хотя бы на мегадефицитные международные сообщения. «Но только воз и ныне там».
Не удивительно, что такая ситуация — причина негативных отзывов пассажиров. Приведем лишь некоторые из них.
«Сколько лет это еще будет продолжаться? Почему, специально вставая в 8-м утра ровно за 20 суток до нужной даты, я каждый раз должна терпеть эти издевательства?».
«За те считанные минуты доступности билетов четыре раза были попытки оплатить выбранное место, но ни разу нельзя было дойти до финиша: сайт зависает, когда готов к оплате, — высвечивает, что выбранный билет уже кто-то купил».
«Каждый раз в 8:00 полностью выкуплены все вагоны с кондиционером, как так — за секунды?».
«Это реально какая-то совковая практика — так ограничивать возможности потребителей приобрести билеты раньше и дороже».
«Почему глубину продаж не увеличить хотя бы до 30 или 45 дней?».
«Почему не сделаете разную цену верхних и нижних полок, ведь спрос всегда больше на нижние, поэтому они и стоить должны больше».
«Это было год назад, это происходит и сейчас. Не надо только отписок о ваших айтишниках, очевидно, что проблема не у них, а в серверах, а также в отсутствии контроля над массовой скупкой билетов перекупщиками».
Билет в Европу
Решить «венскую» проблему можно. Для начала нужно разобраться, например, почему именно так сложно приобрести билет в приложении.
Можно также изменить глубину продажи хотя бы на несколько дефицитных международных сообщений до 45 или даже 60 дней. Это значительно снизило бы напряжение и дало возможность пассажирам планировать поездки.
Можно было бы передать вагоны типа РИЦ с варшавского направления на венское. Одновременно договорившись с поляками о разрешении движения по территории Польши украинских вагонов с четырехместными купе с перестановкой колесных пар на границе. Или же найти другой выход, если переговоры с поляками по этому поводу (начатые уже больше года назад) так и не приведут к положительному результату.
Никто не мешает, например, заказать новенькие вагоны типа РИЦ у отечественного производителя — Крюковского вагоностроительного завода. Тем более что проект на вагоны РИЦ там уже реализован, и два из них «бегают» как штабные на Варшаву.
Достойной альтернативой всем предложенным методам могло бы быть ускорение создания хаба во Львове и Черновцах — сообщения с десятком европейских столиц в спальных вагонах стало бы инновационным прорывом сектора пассажирского сообщения.
Но для этого необходимо, во-первых, протянуть евроколею от украинской Равы-Русской до Львова. Во-вторых, на польском отрезке пути в Вену, Варшаву, Берлин, Братиславу, Будапешт и Прагу должны были бы курсировать не допотопные, а стандартные европейские «спальники».
Что касается сообщения Черновцов с Бухарестом и морской столицей Болгарии Варной, то проект можно было бы запустить хоть завтра. Ведь на румыно-болгарском направлении разрешено передвигаться обычным вагонам «Укрзалізниці» (со сменой колесных пар), как это происходило еще в 2019 году.