В первом квартале 2021 года при проведении нескольких мирных собраний правозащитники зафиксировали незаконные и непропорциональные действия полиции, говорится в отчете Центра прав человека ZMINA. Речь идет об акциях протеста против ультраправого насилия 19 января 2021 года в Киеве и Житомире, а также акции в поддержку общественного активиста из Одессы Сергея Стерненко 23 февраля 2021 года в Киеве.
Акция протеста против ультраправого насилия
В отчете говорится, что в Киеве 19 января этого года с применением силы полиция незаконно помешала проведению двух мирных собраний: "Нет - безнаказанности ультраправых" на Контрактовой площади, а также акции на эту же тему на Михайловской площади. Акцию анонсировали дважды - как антифашистскую и "Против ультраправого террора". Правозащитники отметили, что подобные события ежегодно происходят ко дню памяти журналистки из Крыма Анастасии Бабуровой и российского правозащитника, адвоката Станислава Маркелова, убитых неонацистами 19 января 2009 года в Москве.
"Акция на Контрактовой площади началась около 9 утра, но участники даже не успели развернуть баннеры, как их начали задерживать полицейские. Имеющиеся видеоматериалы и информация от пострадавших свидетельствуют о том, что на Контрактовой площади полиция задержала и доставила в участок 13 человек - примерно половину участников мирного собрания против ультраправого насилия, которые намеревались принять в нем участие", - говорится в отчете.
В то же время указано, что правоохранители применили против активистов силу. В частности, тех, кто спорил с полицейскими, били по голове. Указано, что об этом говорили отдельные участники акции, которых завели в автобус, чтобы доставить в участок. Однако некоторые работники полиции были без опознавательных знаков на форме (жетоны, шевроны и т.д.). Свои действия правоохранители обосновывали тем, что мирное собрание якобы нарушает правила карантина. Причем участники акции имели на лицах медицинские и подобные маски. Также, согласно отчету, до того, как начались задержания, активисты пытались соблюдать дистанцию в 1,5 метра. Также свидетели сообщали о том, что от полицейских можно было услышать, что Конституция во время карантина не работает.
"Следует отметить, что 14 января между организаторами митинга "Нет - безнаказанности ультраправых" и полицией произошла встреча по обеспечению безопасности мирного собрания и его участников. Во время разговора полиция не высказывала намерений задержать участников собрания за нарушение карантинных ограничений, а взамен согласовала с организаторами место его проведения, маршрут и взаимодействие на месте", - указано в отчете.
Правоохранители также помешали проведению еще одного мирного собрания против ультраправого насилия, которое должно было состояться в тот же день на Михайловской площади. В частности, активистов не пустили на место проведения мероприятия. Указано, что полиция и военнослужащие Нацгвардии помешали участникам акции, которые собрались у станции метро "Почтовая площадь", подняться на фуникулере на анонсированное место проведения собрания. Организаторы акции рассказали о том, что перед началом мероприятия представители группы превентивной коммуникации полиции (полиция диалога) предупредили, что правоохранители будут задерживать участников за нарушение правил карантина. Однако позже организация "Красные" заявила, что их акция все же состоялась на Почтовой площади, поскольку полиция предупредила их о возможных задержания на Михайловской. Задержание на Почтовой площади не состоялись.
"22 января 12 правозащитных организаций (среди которых и ZMINA) выпустили заявление, в котором отметили, что два приведенных инцидента свидетельствуют о применении выборочного умышленного давления на участников акций против ультраправого насилия. Ведь участников других мирных собраний, проводимых в Киеве, не задерживали за сам факт их проведения, а после введения усиленных карантинных мероприятий 8 января 2021 года мирные собрания продолжали происходить (как, например, собрание Save ФОП на площади Независимости)", - указано в отчете.
Правозащитные организации требуют прекратить противозаконную практику препятствования мирным собраниям и задержание участников за сам только факт проведения таких акций. Также правозащитники требуют расследовать факты незаконных действий полицейских и привлечь виновных в нарушении прав человека и закона к ответственности.
Группа общественного наблюдения OZON, что также мониторила эти указанные акции, в своем отчете тоже заявила, что действия полиции в отношении участников собраний могут иметь признаки незаконного препятствования организации или проведению собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Также в их отчете говорилось о том, что правоохранители не имели и не имеют никаких дополнительных правовых оснований, особенно со ссылкой на постановление правительства, препятствовать проведению заявленных мирных собраний или физически прекращать проведение акции на Контрактовой площади из-за задержания. В ZMINA отметили, что запрет мирного собрания может происходить только по решению суда.
Акция в поддержку Сергея Стерненка
В отчете правозащитники напомнили, что 23 февраля, после того, как Приморский суд Одессы объявил решение о лишении свободы Стерненко, активисты анонсировали акции в его поддержку в не менее 20 городах Украины. При этом во время акции в Киеве, по данным полиции, задержали 24 участника акции. При этом задержания происходили выборочно - правоохранители выдергивали из толпы протестующих, которые не совершали противоправных действий. Указано, что этому предшествовала потасовка: участники собрания, пройдя поверхностную проверку, собрались у ворот возле Офиса президента, перед границей с Нацгвардии, однако внутрь активистов не пропускали. Одним из задержанных оказался журналист, стажер издание KyivPost Александр Бабенко, который вел видеосъемку с крыши административного здания у ОПУ.
По данным, наблюдателей группы OZON, задержания начались после того, как одному из нацгвардейцев за бронежилет попал зажженный файер. Также наблюдатели рассказывали о том, что со стороны протестующих в силовиков бросали снежки, петарды и файеры. Также было зафиксировано, что силовики иногда перебрасывали указанные предметы назад, время от времени тоже попадая в кордон полицейских и нацгвардейцев. По данным Нацполиции Киева, ожоги глаз получили 27 полицейских и военнослужащих Нацгвардии.
"Отдельно наблюдатели отметили, что полиция недостаточно коммуницировала с протестующими, не объясняла, почему их не пропускают, каких именно действий от них ожидают, а также позже не объясняла причин задержания", - говорится в отчете.
Указано, что задержанных активистов без объяснения причин и их процессуального статуса доставили в Печерское управление полиции, завели в актовый зал и позже отпустили. Некоторым из них дали повестку о вызове в качестве свидетеля в уголовном производстве, некоторым - ничего не дали. Кроме того, по словам очевидцев, другую часть задержанных завели в автозак, подержали там, записали данные, сделали фото и отпустили.
В результате в полиции заявили об открытии дела по ст. 342 (сопротивление представителю правоохранительного органа) Уголовного кодекса Украины. Однако, по состоянию на конец марта неизвестно, чтобы кому-то было объявлено о подозрении в рамках производства.
Также задержания произошли во время аналогичной акции в Житомире. В частности, двух активистов - Валерия Арушаняна и Сергея Григорчуко, которые решили символически поджечь шину, скрутили полицейские и повели к машине. В отделении полиции на них составили протокол об административном правонарушении по статье 185 КУоАП (злостное неповиновение законному требованию полицейского). Следующее судебное заседание по рассмотрению упомянутого админпротокола было запланировано на 26 апреля 2021 года.
Напомним, за первые три месяца 2021 года на подконтрольной Украины территории зафиксировано 30 случаев преследования гражданских активистов. При этом в прошлом году за аналогичный период правозащитники центра зафиксировали 26 случаев преследования граждан за общественную деятельность.
Больше всего подобных инцидентов зафиксировали в Киеве - 14 случаев преследования. На втором месте оказалась Харьковская область, где зафиксировали 3 такие случая, на третьем - Одесская и Полтавская области, где произошло по два таких инцидентах.