То, что российская агрессия не только вызвала колоссальное разрушение инфраструктуры и в целом экономики, но и привела к огромным демографическим потерям в Украине, не вызывает никаких сомнений. Сейчас мы не можем доподлинно определить масштабы сверхсмертности, коснувшейся и воинов, и гражданского населения. Более надежна информация о масштабах выезда украинцев за рубеж, прежде всего добровольного, и принудительного — в Россию. Не являются безусловно точными данные и о рождаемости.
Понятно, что главные пробелы в информационном поле обусловлены неточностью данных по временно оккупированным врагом территориям, а также по тем, где ведутся активные боевые действия, и по прилегающим к ним. Статистический учет в условиях войны неизбежно страдает. Мы владеем только разными оценками, которые так или иначе опираются на так называемые big data, в частности на данные мобильных операторов, соответствующим образом скорректированные на наличие у одной части населения двух или трех сим-карт и отсутствие их у другой.
Так, по расчетам Института демографии и социальных исследований имени М.Птухи НАН Украины, по состоянию на начало 2023 года на территории Украины в пределах границ 1991 года находилось 37,6 млн человек, а на территории, подконтрольной украинской власти, — 31,6 млн. Главным драйвером демографической динамики является и, скорее всего, останется в течение следующего десятилетия внешняя миграция, которая будет определять и численность, и состав (поло-возрастной, образовательный и т.д.), и размещение населения на территории Украины.
Сейчас, по оценкам, основанным на информации Евростата о численности украинцев, зарегистрированных в странах ЕС как лица под временной защитой, Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев об украинцах, оказавшихся в России во время и вследствие войны, и отдельных странах вне этих границ, в целом за границами Украины находились около 6,4 млн человек: в странах ЕС по состоянию на 31 августа 2023 года — 4,2 млн украинцев (1,2 млн — в Германии, 1,0 млн — в Польше, 0,4 млн — в Чехии), 1,2 млн — в РФ и более 1,0 млн — в других странах. Еще 2,5–3 млн человек оказались в других странах до войны в статусе либо трудовых мигрантов, либо постоянно проживающих там лиц. Согласно разным вариантам рождаемости, смертности и, главное, миграции можно ожидать, что численность населения Украины в границах 1991 года составит 26–35 млн человек. Амплитуда, бесспорно, очень большая, но большая и дифференциация гипотез основных демографических процессов.
На этом фоне следует остановиться на рождаемости, ее детерминантах и возможностях регулирования. Уровень рождаемости в Украине, как и во всех европейских и экономически развитых странах вне нашего континента, уже давно не обеспечивает даже простого численного замещения поколения родителей поколением детей, и, соответственно, каждое последующее поколение меньше предыдущего. Так, при нынешнем уровне смертности грудных детей, детей раннего возраста и подростков, для обеспечения такого замещения каждая женщина в течение своей жизни должна родить 2,15 ребенка. В Украине такой показатель не наблюдается с 1960-х годов.
По данным Евростата, в среднем по 27 странам Евросоюза суммарный коэффициент рождаемости в 2021 году составлял 1,53; наибольшее значение наблюдалось в Чехии (1,83), наименьшее (1,19) — в Испании. В Украине, по данным Госстата, в 2021-м этот показатель был равен 1,16. После начала войны суммарный коэффициент рождаемости упал: по расчетам Института демографии и социальных исследований имени М.Птухи НАН Украины, до 1,0 — в 2022 году, а в 2023-м можно ожидать, что он будет еще ниже. Такое падение коэффициента вполне закономерно для условий военного времени, и вопрос заключается в том, как быстро удастся его повысить после Победы и до какого уровня.
Учитывая то, что рождение ребенка становится все менее спонтанным, определение инструментов влияния должно опираться как на доказанные причинно-следственные связи, так и на позицию населения. Несмотря на результаты многочисленных исследований, выполненных в разных странах в разное время, подавляющее большинство людей убеждены, что довольно быстро повысить рождаемость до желательного уровня можно исключительно благодаря росту благосостояния. На самом деле тенденции рождаемости — и это неопровержимо доказывает мировой опыт — регулируются значительно большим количеством факторов, которые к тому же имеют разнонаправленное влияние, разное на разных этапах развития. В полной мере это касается и связи рождаемости с уровнем жизни. Так, давно доказано, что рождаемость в целом выше в бедных странах и бедных семьях.
Но как же быть с непоколебимым убеждением в приоритетном значении именно материальных факторов?
Анализ мнений украинцев о факторах, которые могут в наибольшей степени способствовать повышению рождаемости, по результатам опроса 2019 респондентов в возрасте от 18 лет, проведенного социологической службой Центра Разумкова с 28 сентября по 4 октября 2023 года, позволяет выстраивать такой ранжированный ряд (см. рис. 1).
Бросается в глаза, что украинцы хоть и считают повышение уровня жизни критически важным для принятия решения о рождении ребенка, первоочередное значение придают не увеличению социальных трансфертов, а росту уровня оплаты труда. Это свидетельствует о том, что большинство опрошенных переносит акценты с патернализма, с ожиданий государственной помощи на возможность хорошо зарабатывать. Вероятно, существенное повышение зарплаты будет способствовать дальнейшему снижению значения социальной помощи, хотя она есть в политике практически всех развитых стран мира.
Следует повторить этот крайне важный тезис: и размер, и продолжительность предоставления помощи при рождении ребенка, и введение весомых налоговых льгот для семей с детьми, и повышение адресной помощи семьям с детьми важны для респондентов, но их значение существенно уступает роли заработка.
Но нужно обратить внимание на существенный рост важности именно социальных трансфертов для респондентов, имеющих двух или трех и больше детей (см. табл. 1). В некоторой степени это свидетельствует о том, что для рождения второго, третьего, четвертого ребенка размер и продолжительность предоставления социального трансферта имеют значительно большее значение, чем при рождении первенца. Учитывая то, что Украина хочет поощрять семьи рожать второго и третьего ребенка, эти особенности следует принять во внимание.
И мировой, и украинский опыт свидетельствует о достаточно кратковременном (в рамках трех-четырех лет) эффекте от введения/повышения пособия при рождении ребенка. Оценивая его, нужно иметь в виду, что в течение последних одного-двух лет перед введением этой меры в практику (а власти всегда широко информируют население о такого рода действиях) значительная часть семей сознательно откладывают уже запланированное рождение ребенка. Через три-четыре года рождаемость снова снижается, и для поддержки того же результата размер выплаты надо увеличивать. Однако размер гранта ограничен, причем не только бюджетными ресурсами, но и размером зарплаты, поскольку единственным социальным трансфертом, который может превышать зарплату, является пособие лицам с инвалидностью. В этом смысле более обоснованным представляется увеличение продолжительности предоставления пособия на ребенка с нынешних трех до 18 лет.
Что касается налоговых льгот, которые являются довольно распространенным и действенным инструментом поддержки семей с детьми в развитых странах, то их низкая привлекательность в глазах украинцев, скорее всего, связана с низкими заработками. Ведь размер налогов, особенно в условиях прогрессивной шкалы налогообложения, имеет значительно большее значение для людей и семей с высокими зарплатами. Поэтому введение прогрессивного налогообложения, о котором время от времени ведутся дискуссии, как и ожидаемый рост заработной платы в послевоенной Украине, потребуют усиления внимания именно к этому инструменту повышения рождаемости.
Значительных отличий во взглядах украинцев на основные рычаги повышения рождаемости не наблюдается ни по полу, ни по возрасту, ни по образованию, ни по месту проживания, ни по доходам. Сейчас трудно определить, насколько на эти взгляды влияет война и вызванная ею переоценка ценностей, как будут трансформироваться эти приоритеты после Победы. Но можно уверенно констатировать их наличие, что должно стать основой для дальнейшей разработки политики, направленной на повышение рождаемости.
Очень важно, что, определяя главные, по их мнению, инструменты государственной политики, 22,8% украинцев обращают внимание на наличие условий для успешного сочетания профессиональной занятости с материнством/отцовством. А это вместе с важностью расширения сети детских дошкольных заведений, на которую указали 17,3% опрошенных, свидетельствует о настроенности на активную экономическую деятельность, такую важную в условиях практически неизбежного дефицита рабочей силы в послевоенной Украине. Большее значение придают этим факторам лица с высшим образованием, которые закономерно меньше ориентированы на внутрисемейную деятельность. Кстати, сравнение количества детей у женщин с общим средним, средним специальным и высшим образованием не в пользу образованных мамочек (см. табл. 2). Если одного ребенка имеют 23,3% женщин с общим средним образованием, то среди тех, кто имеет высшее образование, таких 38,4%. Зато многодетными являются 18,5% женщин с общим средним образованием и всего 6,4% — женщин с высшим образованием. При этом именно среди женщин в возрасте 18–49 лет с высшим образованием есть более высокая доля тех, кто планирует в будущем родить ребенка.
Наблюдается подобная зависимость количества детей от уровня образования отца (многодетными являются 12,0% мужчин с общим средним образованием и 6,6% — с высшим). Так что решение родить ребенка, безусловно, зависит от уровня образования, но практически одинаково и от образования матери, и от образования отца. Из такой связи, конечно, не должно следовать решение о нецелесообразности получения высокой образовательной подготовки украинской молодежью.
Очень важным для всех опрошенных является восстановление социальной инфраструктуры (жилищной, образовательной, медицинской), что также косвенно свидетельствует о сознательном отношении к своим родительским обязанностям.
Подавляющее большинство (почти 86%) респондентов репродуктивного возраста (18–49 лет) даже в условиях войны имеют представление о своих детородных намерениях. Это свидетельствует о том, что рождение ребенка становится все более осознанным, а не случайным. И для значительной части этих респондентов продолжение войны, как они говорят, не станет преградой для рождения ребенка. То есть можно рассчитывать на то, что дети в Украине будут рождаться даже во время горячей фазы войны, хотя их и будет мало.
Но вместе с тем наличие детородных планов, свидетельствующее о сознательном отношении к рождению ребенка, перечеркивает ожидания бэби-бума после Победы. Скорее, можно рассчитывать на некий компенсационный прирост рождаемости, связанный с достижением определенных, в первую очередь молодежью, стандартов уровня и качества жизни. В целом 35,7% потенциально способных к деторождению респондентов планируют родить ребенка, хотя в основном речь идет о рождении первенца. Только 30% респондентов, у которых уже есть один ребенок, настроены родить хотя бы еще одного. Среди тех, у кого уже есть двое детей, таких оказалось всего 8,7%, а среди многодетных — 5,7.
После Победы Украина будет решать одновременно круг задач, направленных на улучшение демографической ситуации, улучшение качественных параметров человеческого капитала, компенсацию неизбежной депопуляции, обеспечение потребностей экономики в рабочей силе надлежащей квалификации. Как нет волшебных пилюль от всех болезней, так нет и простых решений сложных проблем, в частности и демографических. Мы должны вводить ряд взаимосвязанных мер общего и локального характера, которые в своей совокупности обеспечат повышение качества жизни в стране, но их эклектичное применение может не только не дать синергетический эффект, но даже стать причиной нежелательных результатов. Абсолютно безусловная необходимость повышать рождаемость связана с изменением установок, прежде всего молодежи, и созданием таких условий, при которых супруги могут эти установки реализовать. Но если молодая мать будет вынуждена (например, из-за недоступности детских дошкольных и внешкольных заведений) на продолжительное время уйти с рынка труда, то это не только сократит и без того ограниченное предложение рабочей силы, но и будет противодействовать формированию установок на рождение второго или третьего ребенка, по крайней мере у пар с высшим образованием.
Как следует из результатов опроса, для формирования таких установок важна общая поддержка семьи, в частности через социальные трансферты. Причем важны не только размер, но и продолжительность предоставления помощи. При условии введения прогрессивного налогообложения и/или существенного повышения заработной платы чрезвычайно важную роль будут играть льготы семьям с детьми. Улучшение жилищных условий, актуальное для молодежи и до войны, стало значительно более важным из-за масштабных разрушений. Но эта задача, как, кстати, и многие другие, нуждается в разных инструментах решения в крупном городе и в сельской местности, в регионе, который понес огромные потери, и там, где речь должна идти прежде всего о дополнительном строительстве.
Как бы мы ни оценивали сегодня демографические потери, вызванные войной, вполне понятен их масштаб. Улучшение хотя бы одной составляющей открывает значительно более благоприятные перспективы, и задачей сегодняшнего дня является наработка инструментария для максимальной реализации существующих резервов. Государство и общество в целом должны развернуть широкомасштабную деятельность о важности и престижности материнства/отцовства как такого, пытаясь сформировать у широких слоев, прежде всего у молодых, установки на двух-трехдетную семью, и создавать условия для максимальной реализации этих установок.
Цели демографической политики, включительно с политикой рождаемости, должны быть очень амбициозными, даже недостижимыми, поскольку только такой подход может обеспечить движение в желательном направлении. Такой целью следует определить доминирование в Украине семей с двумя детьми.