Российские силовики утром 17 августа пришли с обысками в дома крымских татар в оккупированном Крыму, сообщает правозащитная группа «Крымская солидарность». По итогам «следственных мероприятий» задержаны пять активистов, боровшихся против нарушения прав человека оккупантами.
«Сегодня с 4:00 часов утра в Крыму проходили новые массовые обыски в домах крымских татар в Симферопольском, Бахчисарайском районах Крыма и в Балаклавском, Нахимовском районах Севастополя. Следственные мероприятия проводили сотрудники ФСБ, ЦПЭ (Центр противодействия экстремизму - ред.) и ОМОНа», - сообщают правозащитники.
Что известно о задержанных:
- Раиф Февзиев (задержан в Симферопольском районе, доставлен в управление ФСБ в Симферополе) – местный имам, крымскотатарский активист, многодетный отец.
- Рустем Мурасов (задержан в Нахимовском районе Севастополя, доставлен в управление ФСБ в оккупированном Крыму) – активист, систематически посещал политически мотивированные судебные заседания, поддерживал семьи политзаключенных, помогал организовывать местные массовые и религиозные мероприятия.
- Рустем Таиров (задержан там же, доставлен в «крымское» управление ФСБ) – активист, систематически посещал политически мотивированные судебные заседания, поддерживал семьи политзаключенных, помогал организовывать местные массовые и религиозные мероприятия.
- Джеббар Бекиров (задержан в Балаклавском районе Севастополя, доставлен в «крымское» управление ФСБ) – активист, систематически посещал политически мотивированные судебные заседания, поддерживал семьи политзаключенных, помогал организовывать местные массовые и религиозные мероприятия.
- Заур Абудллаев (задержан в Бахчисарайском районе, доставлен в «крымское» управление ФСБ) – активист, систематически посещал политически мотивированные судебные заседания, поддерживал семьи политзаключенных, помогал организовывать местные массовые и религиозные мероприятия.
На обыск к Раифу Февзиеву не пустили адвоката Эдема Семедляева. До остальных защитники доехать не успели.
Постановление на обыск в домах Бекирова, Абдуллаева и Таирова дал Ленинский «райсуд» Севастополя. Формальным поводом стала информация о том, что в доме Рустема Мурасова может храниться «экстремистская литература» о деятельности движения «Хизб ут-Тахрир».
По словам супруги Заура Абдуллаева, при обыске у мужа изъяли телефон. Мать Рустема Мурасова, Гульнар, сообщила, что у семьи изъяли 150 тысяч рублей, 500 долларов и 100 евро. Часть денег принадлежит знакомым семьи, часть была выделена как помощь пострадавшим от недавних затоплений.
В феврале 2016 года у Рустема Мурасова уже проходил первый обыск. Тогда его задержали, отвезли в управление ФСБ в оккупированном Крыму, но позже отпустили. В феврале 2018 года силовики задержали Рустема Таирова и Рустема Мурасова, их хотели увезти в ФСБ, но гражданские активисты отбили коллег.
Напомним, 23 июля вступил в силу закон «О коренных народах Украины». Документом гарантируются культурные, образовательные, языковые и информационные права коренных народов Украины на устойчивое развитие.
Законом определяются:
- гарантии правовой защиты от любых действий, направленных на лишение признаков этнической принадлежности и целостности как самобытных народов, лишение культурных ценностей;
- выселение или принудительное перемещение из мест компактного проживания в любой форме;
- принудительная ассимиляция или принудительная интеграция в любой форме;
- поощрение или разжигание расовой, этнической или религиозной ненависти, направленной против коренных народов Украины.
Часть 3 статьи 7 соответствующего закона, которой определено право коренных народов направлять часть доходов от пользования природными ресурсами на нужды коренных народов Украины, вступит в силу после деоккупации Крыма.