У россиян появилась новая тактика затягивания обменов пленными. В частности, представители страны-агрессорки утверждают, будто родные украинских пленных и сами военные не хотят возвращаться из российского плена. Однако такой ложью в отношении наших пленных военных оккупанты сами себе роют могилу, заявил уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец в интервью Radio NV.
«Действительно, российская сторона верит в то, что таким образом они могут объяснить, почему они не отдают наших героев и героинь. Это вообще нонсенс. Мы начали за этим наблюдать достаточно давно, но это не было столь масштабно, как сейчас», – отметил Лубинец.
По его словам, украинская сторона предоставляет большие списки с именами пленных и пытается найти взаимопонимание с россиянами по поводу проведения обмена «всех на всех». К примеру, всех раненых на всех раненых, всех женщин военнослужащих на всех женщин военнослужащих.
«То есть на столь большие обмены. Российская сторона сначала просто затягивала, а потом начала говорить, что «у нас эти отказались от обмена, эти не хотят возвращаться в Украину», – объяснил Лубинец.
Омбудсмен отметил, что украинская сторона выступила с предложением, чтобы каждый, якобы не желающий возвращаться из плена, лично с ним пообщался онлайн и сам подтвердил это. И по словам Лубинца, россияне сначала согласились на такой формат, но в результате отменили его как раз в тот день, когда должен был состояться первый онлайн-звонок.
«Потом [появилось] это заявление Москальковой (российский омбудсмен Татьяна Москалькова – ред.), что к ней обращаются уже сотни матерей, родных, которые якобы просят не возвращать своих родных в Украину, потому что якобы Украина сразу их записывает снова в ряды ВСУ, отправляет на войну. Знаете, есть такая поговорка: на вора и шапка горит. Кто больше кричит, тот и есть сам вором», – заявил Лубинец.
При этом, по его словам, у украинской стороны есть доказательства, что повторно после плена военных на фронт отправляет именно Россия. Как отметил Лубинец, в украинском плену уже дважды побывали Александр Фоменко из Таганрога и Руслан Вальяшин.
«Это были российские военные, попавшие в плен, вернувшиеся, снова пошедшие на войну и вторично попавшие в плен. С украинской стороны такого не было ни разу и не будет», – добавил Лубинец.
Он подчеркнул, что Украина понимает необходимость продолжительной реабилитации наших военных после российского плена. Как физической, так и психологической.
«Знаете, они это не только транслируют внутри, они думают, что могут убедить еще кого-то извне. Потому что они направляют какие-то официальные письма на Международный комитет по предотвращению пыток, рассказывают, как Украина плохо себя ведет, что действительно к ним обращаются украинские матери. Но даже не могут понять, что сами роют себе яму. Никаких доказательств не могут предоставить, кроме таких заявлений», – подытожил Лубинец.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что с начала полномасштабного вторжения России в Украину вернули из плена уже 1762 украинца. Последний обмен пленными состоялся 4 февраля, тогда из российского плена удалось вернуть 116 украинцев из Национальной гвардии, терробороны, ВМС, пограничной службы, ГСЧС: 114 – рядовых и сержантов, а также двух офицеров.
В то же время в Координационном штабе рассказали о состоянии вернувшихся из плена РФ военных: более двух десятков защитников болеют или имеют ранения.