Российское «следствие» в отношении украинских военнопленных адресовано не только Украине, но и другим иностранным государствам. Благодаря этим судилищам оккупанты не только ожидают мобилизацию собственного электората вокруг расправы над символами противника, как защитники Азовстали, но еще и надеются на деморализацию украинского общества, спровоцированную невозможностью повлиять на судьбу своих защитников, отмечают в своем материале «ОКУПАННЫЕ. Как и зачем, Россия фабрикует доказательства против Украины на захваченных территориях» аналитики гражданской сети «ОПОРА» Александр Клюжев и Анатолий Бондарчук.
Так, следователи Путина «проверяют» украинских военнослужащих на «причастность» к делам, которые они возбудили в Донецкой и Луганской областях. Материалы для обвинения передают так называемым правоохранительным органам «Л/ДНР», отменившим мораторий на исполнение смертных приговоров. Эти так называемые суды оккупационных администраций уже приговорили трех добровольцев, имеющих или ранее имевших иностранное гражданство, к смертной казни. Сейчас эти дела на так называемой апелляции, во время которой лидеры оккупационных администраций требуют от иностранных стран выйти с ними на контакт.
Отдельным треком, идеологическим и шантажистским, анонсированы псевдосуды над военнослужащими полка «Азов» и другими защитниками «Азовстали». Поэтому аналитики подчеркивают, что политическое руководство Украины уже сейчас должно продумать, как реагировать на российскую операцию против защитников «Азовстали», чтобы помочь им и не допустить дестабилизации внутри страны.
Сигнал россиян очень прост — заставить цивилизованный мир вести с ними переговоры на фоне угрозы экзекуции военнопленных. Есть и оккупантский пыл заставить лидеров иностранных государств выйти на диалог и с признанными РФ «республиками», лидеры которых прямо угрожают смертной казнью военнопленным. Кроме того, россияне надеются торговаться судьбами пленников для ослабления санкций. Для них военнопленные — товар, и причастности к страшным угрозам они даже не скрывают, передавая свои «материалы» оккупационным администрациям. Для нас это судьбы наших людей и ежедневные страдания их семей», - подчеркивают авторы.
Особого внимания заслуживает также нездоровое любопытство СК РФ к вновь захваченным территориям юга Украины, где помимо поиска «доказательств» «военных» преступлений, председатель следственного комитета РФ Бастрыкин решил заняться и так называемым «противодействием экстремизму и терроризму», в чем он добился успеха на кейсах русских оппозиционеров.
«После совещания следственного комитета в Херсоне нельзя не обратить внимания на две тенденции. Во-первых, ФСБ России находит в Херсонской и Запорожской областях все большее число «диверсантов» и «экстремистов». Во-вторых, руководители оккупационных администраций угрожают людям депортацией за «экстремистские» взгляды. Вояжи следственного комитета РФ в Херсонской области — это признак подготовки к масштабной зачистке несогласных с оккупацией и потому очень плохой сигнал для наших соотечественников», - подчеркивают авторы.