UA / RU
Поддержать ZN.ua

РФ создает украинским политзаключенным условия, которые правозащитниками приравниваются к пыткам — Ташева

Войска РФ используют один из методов давления - неоказание медицинской помощи людям, которые в ней нуждаются:

С начала оккупации Крыма россияне применяют тактику запугивания для подавления попыток инакомыслия и сопротивления. Над проукраинскими активистами "суды" носят демонстративный характер. Оккупанты даже в заключении создают пленникам Кремля условия, которые правозащитниками приравниваются к пыткам. Они используют один из медотов давления – неоказание медицинской помощи людям  с хроническими заболеваниями, обострениями болезней, в преклонном возрасте.

В настоящее время такое давление испытывают  по меньшей мере 50 из 180 политзаключенных, которых удерживают на временно оккупированном полуострове или на территории РФ. Двое политзаключенных Джемиль Гафаров и Константин Ширинг из-за бесчеловечного отношения оккупантов умерли в заключении в феврале 2023 года. Ряд пленников Кремля, учитывая возраст и состояние здоровья, рискуют не дожить до конца срока. Единственный способ спасти этих людей —освободить их, однако это сделать очень тяжело, отмечает постоянный представитель президента в Автономной Республике Крым Тамила Ташева в интервью журналистке ZMINA Наталье Адамович для ZN.UA.

Ташева отмечает, что на временно оккупированных территориях и в РФ ситуация с доступом к медицине украинских политзаключенных на протяжении многих лет не меняется. 26 политзаключенных — это люди, которые находятся в критическом состоянии и нуждаются в медикаментозном лечении.

По ее словам, давно не происходило освобождения гражданских заложников, в том числе крымчан. Последние случаи были в 2019 году. Представительница президента подчеркнула, что по состоянию на сегодняшний день этот вопрос оказался в тупике. За время полномасштабного вторжения в Украину удалось освободить несколько гражданских пленных. В основном освобождают военнопленных.

"Россия не хочет признавать крымских заложников украинскими гражданами — страна-агрессор принудительно паспортизовала их. Конечно, мы понимаем, что эти паспорта незаконны, Украина их не признает и идентифицирует пленников Кремля как своих граждан. Но Россия говорит, что у них нет других граждан, кроме российских", - отмечает Ташева.

Она также отмечает, что россияне не хотят освобождать людей, кого преследуют по политическим мотивам, поскольку понимают, что они будут публично говорить о российских преступлениях, как это делали Олег Сенцов, Эдем Бекиров, Александр Кольченко.

По ее словам, у Украины есть все списки политзаключенных, однако процесс освобождения их очень сложен. Данные в списках постоянно обновляют ОП, Координационный штаб по обращению с военнопленными, Офис представительства президента в АР Крым и Офис Крымской платформы.

"Мы находимся в контакте с разными структурами, чтобы обновлять эту информацию. Ее передают, в частности, и третьим сторонам. Например, Турция была одной из сторон, которые ведут коммуникацию с россиянами.", - сообщает постоянный представитель главы государства в АРК.

В процессе освобождения и облегчения условий содержания политзаключенных принимают участие их родные, предоставляющие информацию, общественные организации, имеющие определенный доступ и возможности для мониторинга, гражданские журналисты.

Сейчас все усложнилось из-за того, что со стороны материковой части доступа в Крым у Украины нет. С территории России, сообщает Ташева, украинские правозащитники сейчас не въезжают, поэтому сейчас очень сложно получить объективную информацию. Однако Украине все равно это удается.

На вопрос, можно ли привлечь международные институты именно для мониторинга, проверки условий, в которых получают наших политзаключенных, Ташева ответила: "Украина всегда настаивала на том, что представители этой организации должны были бы быть на всех не контролируемых нами сейчас территориях. Это касается и Крыма. К большому сожалению, Красный Крест ничего для этого не делал в течение девяти лет с момента оккупации полуострова.".

Она подчеркнула, что РФ с 2014 года не допускает никаких международных наблюдательных миссий.

"При том, что это было одним из ключевых требований к российской стороне для возврата их делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы. В 2019 году усилиями некоторых российских так называемых правозащитных организаций россиян вернули в ПАСЕ. Они должны были выполнить озвученное Дуней Миятович требование относительно доступа в Крым"., – сообщает постоянный представитель президента.

Ташева отметила, что ни одна такая миссия временно оккупированного Крыма не посетила.

Украинские консулы раньше могли видеться с политзаключенными, однако с 2022 года такой возможности нет. По ее мнению, работа родственников и адвокатов,  которые, несмотря ни на что, пытаются посещать своих подзащитных, важна.

Ташева также подчеркнула, что привлечение внимания к каждому делу очень помогает нашим политзаключенным. Особенно со стороны международных партнеров.

"Любая огласка ситуации с пленниками на разных площадках важна. Это дает возможность, хоть и не одномоментно, но все же оказать медпомощь тем, кто в ней нуждается. А еще тех, о ком говорят, не пытают в заключении", – добавляет она.

Украина передает информацию международным партнерам о состоянии украинских политзаключенных и просит их реакции.

По словам Ташевой, огласка может помочь найти человека. Она приводит пример художника Богдана Зиза, незаконно задержанного в Крыму. Когда его задержали россияне, никто не знал о его местонахождении и только после огласки мужчина появился в "покаянном" видео ФСБ РФ.

"Это дало возможность установить, где его содержат, а потом усилить внимание к его делу. После истязаний во время ареста таких жестких действий против него уже не применяютт", - добавляет Ташева.