Особенно громко требования вернуть бэби-боксы звучат со стороны производителей. Самый активный из них — владелец сети «Текстиль-контакт» Александр Соколовский — собрал мощную базу аргументов, почему бэби-боксам быть. Об этом в своїм материале для ZN.UA пишет редактор раздела соціум Алла Котляр.
Среди аргументов — и поддержка отечественного производителя, и рабочие места для украинцев (в производстве бэби-боксов, по его словам, задействовано около двух тысяч человек, и теперь с десяток производителей потеряют заказы, а около тысячи их сотрудников — работу), и коррупционные риски предлагаемой Минсоцполитики схемы. Ну и главное — расходы госбюджета при этом увеличиваются с 3800 грн (фактическая стоимость бэби-бокса) до 5000 грн, которые будут перечислять на специальную банковскую карточку родителей. Покупка же содержимого «пакета малыша» в розничной сети обойдется им на 40% дороже, поскольку, утверждает Александр Соколовский, сегодня 64 предмета «пакета малыша» в розницу стоят 7300 грн.
При этом, продолжает Котляр, владелец «Текстиль-Контакта» забывает упомянуть, что с 2018-го до начала 2020 года бэби-боксы за бюджетные средства закупала международная организация Управления ООН по обслуживанию проектов (ЮНОПС). Украине ее участие в процессе стоило плюс 4,5% к себестоимости бэби-бокса. Еще в какую-то сумму обходилось пломбирование ЮНОПСом каждого «пакета малыша». Довольно кругленькая сумма на счета международной организации, если умножить на приблизительно 310 тысяч родившихся в 2019 году маленьких украинцев. Причем юридически все это было оформлено как международная техническая помощь Украине, осуществляемая за счет субвенции. Схема, согласитесь, странная. Независимо от того, входит 4,5% и «пломба» в общие 3800 грн или нет. В самом начале истории бэби-боксов в телефонной беседе все это подтверждал сам Александр Соколовский. Правда, тогда он еще не был настолько включен в процесс их производства, и на его складах не лежали изготовленные, а теперь невостребованные государством товары для «пакетов малыша».
Процесс закупки и формирования сопровождался множеством коррупционных скандалов, в результате чего Донецкая область, к примеру, с самого начала оказалась вообще не охвачена «пакетами малыша».
Именно поэтому в начале 2020 года был определен механизм закупки «пакетов малыша» по отдельной программе. 1,23 млрд грн на эти цели должны были проходить через государственный центр «Профзакупівлі». Однако тендерные процедуры не состоялись. В Антимонопольный комитет поступили жалобы на нарушения процедуры (ошибки в тендерной документации), и закупку вовсе отменили.
В июле тендерные процедуры должны были начаться заново. Однако в этом случае тендер закончился бы в сентябре-октябре, и в результате многие родители получили бы бэби-боксы с огромным опозданием.
По словам гендиректора директората социальных услуг и интеграции Минсоцполитики Руслана Колбасы, вариантов было два. Первый — просто выдать деньги (компенсацию) родителям и работать над усовершенствованием механизма на 2021 год. Но многие говорили о том, что это неправильное и нецелевое использование средств, поскольку невозможно проконтролировать, купит семья вещи для новорожденного или же потратит, например, на алкоголь. Поэтому было принято решение выписать компенсацию через призму другого механизма, расписанного в постановлении Кабмина №744 от 29.07.2020.
Сейчас ведутся переговоры с «Приватбанком» о том, чтобы их сотрудник приезжал непосредственно в роддом и выдавал маме уже активированную карточку.
Перечисленные деньги можно использовать на протяжении года исключительно на товары для детей. Купить их можно будет в сети магазинов и аптек, заключивших публичные договора с Минсоцполитики. Распечатать типовой договор, который будет размещен на сайте Минсоцполитики, поставить свою печать и прислать в министерство, смогут любая сеть и любой магазин, которые продают товары для детей. Данные об этом магазине сразу же продублируются в «Приватбанке».
Сейчас решается вопрос с интернет-магазинами. Также выписывается механизм контроля и мониторинга, чтобы на местах представители управлений соцзащиты могли выезжать и проверять, что было куплено по тому или иному номеру карты. Внедрить монетизацию «пакета малыша» в тестовом режиме Минсоцполитики планирует с 1 сентября, считая, что таким образом родители получат право покупать то, что считают необходимым, в том числе, например, смеси для ребенка или же памперсы на всю сумму. Кроме того, на сегодняшний день на складах производителей находятся 25 тысяч «пакетов малыша». «Мы создадим платформу, и родители, получив 5 тысяч гривен, смогут их выкупить, если захотят», -- утверждает Руслан Колбаса.
Процедура монетизации натуральной помощи, предлагаемая сегодня Минсоцполитики, выглядит красиво, но на данном этапе не проработана и содержит множество рисков, в том числе коррупционных.
Представитель Уполномоченного по правам человека по соблюдению прав ребенка и семьи Аксана Филипишина считает, что существует риск не присоединения к публичному договору с Минсоцполитики и не внесения в реестр магазинов в сельской местности. Поэтому проживающим там людям реализовать свое право будет сложно. Кроме того, согласно законодательству о банковской системе, есть исчерпывающий список специальных счетов, к которым этот, «детский», не относится, а значит, при наличии кредитов у родителей, на него может быть наложен арест судебными исполнителями.
«Мы понимаем, что есть моменты, которые с 1 сентября могут привести к определенным трудностям, -- отмечает Руслан Колбаса. -- Например, если ребенок родился, 12 числа, то поддержки в первые дни его рождения не будет. Ему привезут карточку. Но выплата пойдет через месяц. И это – одна из наибольших погрешностей постановления. Обо всем этом нужно думать».
С 1 сентября правительство запускает экспериментальный проект по монетизации «пакетов малыша», который будет действовать в течение 2020—2021 годов. Эта новость вызвала в обществе большой резонанс. Кто-то такое нововведение поддерживает, кто-то высказывается категорически против. О мотивации, рисках экспериментального проекта, а также о целесообразности бэби-боксов, в том виде, как они были введены в Украине, — в статье редактора раздела «Социум» Аллы Котляр «Бэби-боксы Пандоры-3».